180-летие железных дорог
России
Санкт-Петербург – Москва
Москва – Владивосток
России
К концу XIX века в России сложилась система строительства и управления железными дорогами. В 1893 году был введен в действие общий тариф для грузоперевозок, в 1894 году – единый пассажирский тариф. Это способствовало росту пассажиро- и грузооборота. Кроме того, расширение сети железных дорог было бы невозможно без создания отечественного паровозо- и вагоностроения, а также рельсопрокатного производства.
30 октября 1837 года – день официального открытия в Санкт-Петербурге Царскосельской железной дороги. Это был короткий путь протяженностью чуть более 26 км, по которому ходил всего один паровоз с восемью вагонами. Но появление этой дороги стало грандиозной вехой в истории транспорта, поскольку доказало принципиальную возможность строительства и круглогодичного использования железных дорог в российском климате.
Открыто движение по Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороге для обеспечения сообщения между Санкт-Петербургом и Москвой.
В 2009 году открыто регулярное скоростное движение между Москвой и Санкт-Петербургом. Сейчас в этом направлении курсирует в среднем 14 пар скоростных поездов в сутки.
Это была первая магистральная казенная железная дорога в России, положившая начало созданию железнодорожной сети общегосударственного значения.
Транссибирская магистраль — железная дорога, соединяющая Москву с крупнейшими восточносибирскими и дальневосточными промышленными городами России. Ее строительство началось в 1891 году, а регулярное железнодорожное сообщение было установлено в июле 1903 года.
Правительство Российской Федерации утвердило паспорт проекта модернизации БАМa и Транссиба в 2014 году. Общий объем инвестиций в проект до 2019 года составит 562,4 млрд руб. Из них 102,3 млрд руб. будет направлено непосредственно из государственного бюджета, 150 млрд руб. – из Фонда национального благосостояния, еще 310,1 млрд руб. – из собственных средств ОАО «РЖД».
30 октября 2017 года – в год 180-летия российских железных дорог – в Санкт-Петербурге был торжественно открыт Музей железных дорог России, современный многофункциональный музейный комплекс вблизи Балтийского вокзала. Место выбрано в память о запуске из Санкт-Петербурга в Царское Село первого пассажирского поезда, положившего начало железнодорожному сообщению в России.
Задуманный как универсальный музей, комплекс располагается на площади более чем 57 тыс. кв. м, включая как открытые, так и закрытые кровлей площадки. Основу уникальной коллекции составляют 28 тыс. экспонатов музейного фонда, 38 интерактивных и мультимедийных инсталляций и натурные образцы подвижного состава в количестве более 100 единиц.
По своим характеристикам новый музей входит в число самых крупных и современных железнодорожных музеев Европы, а использование в его экспозиции уникальных интерактивных и мультимедийных инсталляций позволяет считать его единственным в своем роде. Особенностью проекта является сочетание вновь отстроенных зданий и сооружений с историческим корпусом локомотивного депо бывшей Балтийской железной дороги.
Посетители экспозиции могут увидеть тщательно отремонтированные локомотивы, вагоны и специальную технику на железнодорожном ходу. Некоторые образцы сохранились лишь в одном экземпляре. Среди особых экспонатов – единственный уцелевший в мире паровоз серии С, а также артиллерийская установка ТМ 3–12 (уникальная сверхтяжелая железнодорожная артиллерийская система с орудиями от затонувшего линкора «Императрица Мария»), первый в истории России разрезной макет, построенный на базе действовавшего паровоза Эр 791‑81, служебный вагон Китайско-Восточной железной дороги с подлинным интерьером и мобильный «Ядерный щит» (боевой железнодорожный ракетный комплекс, не имеющий аналогов в мире, с макетом баллистической ракеты).
Музей стал прекрасным местом для отдыха всей семьи и одним из обязательных пунктов туристической программы в Санкт-Петербурге. Всего в 2017 году в музее побывало более 138 тыс. посетителей, а его сотрудники провели более 400 экскурсий.