Инновационное развитие
В 2017 году была актуализирована Комплексная программа инновационного развития холдинга «РЖД» на период до 2020 года (КПИР), а также одобрены советом директоров первоочередные мероприятия инновационного развития ОАО «РЖД» в соответствии с указанной программой на 2018–2019 годы. Объем финансирования работ в рамках плана научно-технического развития ОАО «РЖД» в 2017 году составил 942,5 млн руб.
В КПИР инновационные проекты и мероприятия распределены по направлениям научно-технического и инновационного развития Компании, видам основной деятельности и типам инноваций. Векторами инновационного развития, определяющими содержание КПИР, являются:
- вектор «Качество, надежность, безопасность», который интегрирует научно-технические мероприятия и инновационные проекты, направленные на повышение уровня удовлетворенности клиентов холдинга «РЖД» оказываемыми им транспортными и логистическими услугами;
- вектор «Перспективные технологии», который образуют научно-технические мероприятия и инновационные проекты, направленные на повышение технологической конкурентоспособности за счет вывода на рынок новых или существенно улучшенных транспортно-логистических услуг, а также обновления и модернизации подвижного состава, инфраструктурного комплекса, используемой в процессе перевозок техники и технологий, соответствующих или превосходящих лучшие мировые образцы;
- вектор «Инновационная экосистема и научно-технический комплекс», объединяющий мероприятия по развитию научно-технического и инновационного потенциала и развитию кооперации в научно-технической и инновационной сфере как предпосылки динамичного и эффективного научно-технического развития Холдинга;
- вектор «Эффективность и рациональное природопользование», в котором представлены научно-технические и инновационные мероприятия и проекты, позволяющие снизить уровень затрат всех видов ресурсов, повысить производительность труда и обеспечить рациональное природопользование в структурных подразделениях и ДЗО Холдинга;
- вектор «Кадровый потенциал, охрана здоровья и безопасность труда», в котором объединены все научно-технические и инновационные проекты, направленные на существенное улучшение условий труда и охраны здоровья работников Холдинга, а также меры по развитию профессиональных компетенций в соответствии с задачами развития ОАО «РЖД»;
- высокоскоростное и скоростное движение (национальный научно-технический проект), реализуемый в соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации.
В Программе определены пять базовых направлений развития цифровой экономики на период до 2024 года: к ним отнесены нормативное регулирование, кадры, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура и информационная безопасность. Уже сейчас в ОАО «РЖД» реализуется несколько инновационных проектов по программе цифровизации. В частности, на выделенных полигонах сети, в том числе на Октябрьской железной дороге и Восточном полигоне, введены в эксплуатацию подпроекты Интеллектуальной системы управления на железнодорожном транспорте (ИСУЖТ). Задача ИСУЖТ – комплексная автоматизация к 2025 году процессов управления перевозочным процессом, транспортной логистикой и предоставлением транспортных услуг на железнодорожном транспорте в целях повышения эффективности деятельности ОАО «РЖД» и безопасности перевозок. В рамках системы создается автоматизированный центр поддержки принятия решений, позволяющих управлять производственными процессами в реальном времени, планировать работу, моделировать и прогнозировать развитие ситуаций в целом.
Проект «Цифровая железная дорога»
В рамках реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в ОАО «РЖД» разработана и утверждена Концепция реализации комплексного научно-технического проекта «Цифровая железная дорога».
Инновационные технологии уже использованы при проведении доработки программы АПК «Эльбрус» (построение прогнозных графиков движения поездов на основе имитационного моделирования). С помощью цифровых технологий совершенствуется информационное взаимодействие с портами, развивается электронный документооборот, как технологический, так и внешний с таможенными органами и другими участниками перевозочного процесса.