Обзор рынка
Российская экономика в 2017 году
Ситуация в российской экономике в 2017 году улучшилась. ВВП России вырос на 1,5 % после двухлетнего спада (на 0,2 % в 2016 году и на 2,5 % в 2015 году). Переходу российской экономики к росту способствовало повышение цен на нефть и ускорение роста мировой экономики и торговли. Важно, что экономика России росла, несмотря на достаточно сложные условия, характеризующиеся действием антироссийских санкций, невысокими бюджетными расходами и сохранением высоких реальных процентных ставок.
Важным фактором восстановления российской экономики в 2017 году был внутренний спрос, как инвестиционный, так и потребительский. В 2017 году инвестиции в основной капитал в России выросли на 4,4 % в годовом исчислении. Для сравнения, в 2016 году показатель снизился на 0,2 %.
Фактор внешнего спроса, являющийся одним из ключевых для экономики России, в 2017 году стал более значимым. Российский экспорт в 2017 году увеличился на 25,3 % после снижения на 17,4 % в 2016 году, что во многом было связано с ценовой конъюнктурой на мировых товарных рынках. При этом по ряду экспортных товаров также выросли и физические объемы поставок.
Транспортная отрасль России
Транспортная отрасль России в 2017 году развивалась на фоне роста ключевых показателей национальной экономики и улучшения ситуации в мировой экономике, что способствовало расширению внутреннего и внешнего спроса на перевозки. Объемы перевозок грузов увеличились к уровню 2016 года по всем видам транспорта, за исключением морского и внутреннего водного, что свидетельствует о некоторых структурных изменениях в результате конкурентного противостояния.
В промышленности России в 2017 году выросло производство угля, кокса и нефтепродуктов, готового проката черных металлов, удобрений и ряда других товаров, что повлияло на увеличение потребностей грузоотправителей в перевозках.
В 2017 году выросли объемы международных перевозок грузов, в частности, благодаря относительному восстановлению степени участия России в глобальной торговле. Об этом свидетельствует и динамика показателей работы морских портов России, где перевалка экспортных и импортных грузов в 2017 году выросла по сравнению с предыдущим годом.
Увеличение объемов внешней торговли между Евросоюзом и странами Азии в 2017 году способствовало продолжению роста транзитных контейнерных перевозок по территории России железнодорожным транспортом. Это формирует предпосылки для повышения роли транспортной отрасли как фактора конкурентоспособности России.
В пассажирском секторе перевозки в целом увеличились незначительно. При существенном росте перевозок железнодорожным и воздушным транспортом перевозки автобусами, внутренним водным и морским транспортом снизились. В целом увеличению перевозок способствовали повышение уровня жизни населения и рост внутреннего и выездного туризма.
Грузооборот транспорта
В 2017 году, по данным Росстата, грузооборот транспорта в России вырос на +5,4 % относительно 2016 года и составил 5 479,3 млрд ткм.
При этом рост грузооборота произошел на всех видах транспорта, кроме внутреннего водного транспорта (–4 %). Грузооборот железнодорожного транспорта увеличился на 6,4 %. Больше всего грузооборот вырос на воздушном транспорте — на 15,4 %.
Доля железнодорожного транспорта в структуре грузооборота транспортной системы страны составила 45,5 %, что на +0,4 п. п. выше уровня 2016 года. Доля железнодорожного транспорта без учета трубопроводного составила 87,1 %, что на +0,6 п. п. выше уровня 2016 года.
Вид транспорта | 2017 | Доля видов транспорта в общем грузообороте, % | ||
---|---|---|---|---|
| | 2016 | 2017 | |
Грузооборот транспорта | 5 479,3 | +5,4 | 100,0 | 100,0 |
В том числе: | ||||
железнодорожного | 2 493,4 | +6,4 | 45,1 | 45,5 |
в том числе на инфраструктуре АО «РЖД» Грузооборот по данным ОАО «РЖД» без учета порожнего. | 2 491,9 | +6,4 | 45,1 | 45,5 |
автомобильного | 253,0 | +2,1 | 4,8 | 4,6 |
морского Справочно: в перевозках грузов морским и внутренним водным транспортом учитываются перевозки, выполненные по договору перевозки груза собственными и (или) арендованными (зафрахтованными) судами (в том числе сданными в аренду иностранным компаниям (фрахтователям) на условиях тайм-чартера), плавающими под Государственным флагом Российской Федерации, оформленные соответствующими перевозочными документами. | 45,9 | +6,4 | 0,8 | 0,8 |
внутреннего водного Справочно: в перевозках грузов морским и внутренним водным транспортом учитываются перевозки, выполненные по договору перевозки груза собственными и (или) арендованными (зафрахтованными) судами (в том числе сданными в аренду иностранным компаниям (фрахтователям) на условиях тайм-чартера), плавающими под Государственным флагом Российской Федерации, оформленные соответствующими перевозочными документами. | 64,5 | –4,0 | 1,3 | 1,2 |
воздушного (транспортная авиация) | 7,6 | +15,4 | 0,1 | 0,1 |
трубопроводного | 2 614,9 | +5,1 | 47,9 | 47,8 |
Справочно: доля железнодорожного транспорта без учета трубопроводного | 86,5 | 87,1 |
Пассажирооборот транспорта
В 2017 году пассажирооборот транспорта в России увеличился на 9 % по сравнению с 2016 годом и составил 499,1 млрд пасс.-кмБез учета городского транспорта (легковое такси, автобусы, трамваи, троллейбусы, метрополитен)., в том числе:
- пассажирооборот железнодорожного транспорта – 123,1 млрд пасс.-км,
- автомобильного – 116 млрд пасс.-км,
- воздушного – 259,4 млрд пасс.-км.
Вид транспорта | 2017 | Доля видов транспорта в общем пассажирообороте, % | ||
---|---|---|---|---|
| | 2016 | 2017 | |
Пассажирооборот транспорта общего пользованияБез учета городского транспорта (легковое такси, автобусы, трамваи, троллейбусы, метрополитен). | 499,1 | +9,0 | 100,0 | 100,0 |
В том числе: | ||||
железнодорожного | 123,1 | –1,2 | 27,2 | 24,7 |
в том числе на инфраструктуре ОАО «РЖД» (по данным ОАО «РЖД») | 122,9 | –1,2 | 27,2 | 24,6 |
автомобильного (междугородние автобусы) | 116,0 | –0,7 | 25,5 | 23,2 |
морского | 0,1 | –6,0 | 0,02 | 0,02 |
внутреннего водного | 0,5 | –1,7 | 0,2 | 0,1 |
воздушного | 259,4 | +20,3 | 47,1 | 52,0 |
Тарифная политика
Принципы тарифной политики грузовых перевозок
Основы государственного регулирования и формирования тарифной политики в области грузовых перевозок определены законодательно. Государственное регулирование тарифов основывается на следующих принципах:
- формирование тарифов, сборов и платы с учетом данных раздельного учета расходов, доходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим, укрупненным видам работ (услуг), сегментам деятельности (естественно-монопольный, конкурентный) субъектов регулирования;
- установление тарифов, сборов и платы с учетом себестоимости и уровня рентабельности с целью обеспечения безубыточности деятельности субъектов регулирования;
- применение на всей территории Российской Федерации единых принципов регулирования тарифов, сборов и платы.
С 2014 года основным ориентиром для принятия решения о ежегодной индексации тарифов является фактическим уровнем инфляции за предыдущий год. В 2017 году тарифы были повышены на 6 % с учетом дополнительной индексации на 2 %, средства от которой направляются на капитальный ремонт железнодорожной инфраструктуры.
Одним из ключевых решений в области тарифной политики ОАО «РЖД» в 2017 году стал переход с 2019 до 2025 года на долгосрочную модель тарифообразования по принципу «инфляция минус» на уровне прогнозируемого на соответствующий год индекса потребительских цен, уменьшенного на 0,1 п. п. Это позволит обеспечить финансовую устойчивость работы отрасли в условиях ограничения уровня тарифов для грузоотправителей на долгосрочную перспективу. Такой подход призван учесть интересы и потребности большинства грузоотправителей, для которых крайне важным является предсказуемый в долгосрочном периоде тариф и сокращение удельных транспортных расходов в реальном выражении.
В соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», с 1 апреля 2015 года предусмотрено взимание платы за нахождение подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования в перевозочном процессе и вне перевозочного процесса (ст. 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации). Приказом ФСТ России от 29 апреля 2015 года № 127-Т/1 утверждена плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения, вступившие в силу с 7 июня 2015 года. В 2017 году компенсация затрат ОАО «РЖД» за использование железнодорожной инфраструктуры подвижным составом в перевозочном процессе и вне перевозочного процесса составила около 4 млрд руб.
Тарифная политика на транзитные перевозки грузов
По действующим нормативным документам тарифы на транзитные перевозки грузов по железным дорогам России устанавливаются в соответствии с международными договорами, участниками которых является Российская Федерация. Одним из таких договоров является Тарифное Соглашение железнодорожных администраций (Железных дорог) государств – участников Содружества Независимых Государств от 17 февраля 1993 года (далее – Тарифное соглашение), в рамках которого действует Тарифная политика Железных дорог государств – участников Содружества Независимых Государств на перевозки грузов в международном сообщении, по правилам и ставкам которой осуществляется тарификация за транзитные перевозки грузов по российским железным дорогам.
В связи со вступлением с 1 января 2015 года в силу Договора о Евразийском экономическом союзе между Россией, Республикой Беларусь и Казахстаном, тарификация за транзитные перевозки грузов по российским железным дорогам в сообщении между странами ЕАЭС, а также в сообщении стран ЕАЭС с третьими странами через российские порты осуществляется по правилам и ставкам Прейскуранта № 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» (далее – Прейскурант № 10-01).
В целях привлечения дополнительных объемов перевозок грузов на российскую транспортную систему на протяжении ряда лет к ставкам Тарифной политики СНГ устанавливаются специальные тарифные условия в виде понижающих индексов и спецставок. Специальные тарифные условия на транзитные перевозки грузов по российским железным дорогам устанавливаются решениями правления ОАО «РЖД», информация о них размещается на официальном сайте Компании. Решения правления ОАО «РЖД» в 2017 году формировали уровень транзитных тарифов по российским железным дорогам на уровне 2016 года.
На 2017 фрахтовый год были установлены конкурентные тарифы на перевозки хлопка, лома черных металлов, глинозема, алюминия, цветных металлов, угля, минеральных удобрений, нефти и нефтепродуктов, сахара-сырца, серы, а также на перевозки грузов в контейнерах, позволившие привлечь на российскую транспортную систему порядка 100 тыс. ДФЭ и 0,8 млн т грузов.
Результаты работы ОАО «РЖД» по применению тарифного коридора
Возможность самостоятельного изменения тарифов Компанией показала высокую эффективность в части привлечения грузовой базы. Только в 2017 году за счет решений по применению тарифного коридора привлечено 113,0 млн т грузов, что на 6,9 млн т больше объема перевезенных грузов по данным направлениям в 2016 году. Это позволило получить дополнительный доход в размере 9,4 млрд руб. по сравнению с 2016 годом.
Тарифное регулирование пассажирских перевозок
Пригородное сообщение
В соответствии с п. 23 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 19 декабря 2013 года № 473, устанавливаются следующие виды тарифов на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении:
- зонные тарифы – в виде фиксированной ставки за тарифную зону,
- покилометровые тарифы – в виде фиксированной ставки за 1 км,
- комбинированные тарифы (сумма фиксированной ставки за 1 поездку на определенное тарифное расстояние и при проезде свыше данного тарифного расстояния – плата по фиксированной ставке за каждый километр).
Государственная поддержка в отношении пригородных перевозок (государство компенсирует плату за инфраструктуру, установив льготный коэффициент 0,01) позволяет устанавливать стоимость билетов на социально доступном уровне. Большинство регионов приняли решения не повышать тарифы на перевозку пассажиров. Благодаря принятым решениям по поддержке пригородного комплекса на федеральном уровне удалось не только стабилизировать перевозки, но и обеспечить расширение транспортного предложения в регионах.
В 2017 году тариф на пригородные перевозки по сети увеличился по сравнению с предыдущим годом на 3,5 %, до 25,9 руб. / 10 пасс.-км. В конце 2017 года утверждена Методика расчета экономически обоснованного уровня затрат, учитываемых при формировании экономически обоснованного уровня тарифов за услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении. Методика направлена на повышение уровня прозрачности расходов пригородных перевозчиков и учитывает положения по включению расходов на обновление парка подвижного состава.
Узнать больше о тарифах в пригородном сообщении можно на сайте Компании.
Дальнее следование
Экономически обоснованный уровень тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем следовании определяет правление Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Это необходимо для расчета размера субсидий, которые государство выплачивает компаниям, осуществляющим дальние пассажирские перевозки железнодорожным транспортом, в частности АО «Федеральная пассажирская компания».
На 2017 год ФАС проиндексировала тарифы на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при пассажирских перевозках в среднем на 3,9 %.
Вид ставки тарифа | Индексация, % |
---|---|
Перевозки пассажиров в плацкартных и общих вагонах | +4,3 |
Перевозки пассажиров с использованием мотор-вагонного подвижного состава 1-го класса | +4,3 |
Пробег собственных (арендованных) вагонов в составе дальних поездов | +4 |
Перевозка багажа | +4,3 |
Перевозка грузобагажа и дополнительные работы (услуги), связанные с перевозкой багажа и грузобагажа | +4 |
Дополнительные работы (услуги), связанные с перевозкой пассажиров | +4 |
В дерегулируемом секторе тарифы проиндексированы на перевозки пассажиров в дальнем следовании при проезде в спальных и купейных вагонах на 5 %.
Узнать больше о тарифах в дальнем следовании можно на сайте Компании.
Тарифы на пассажирские перевозки в международном сообщении
Тарифы на перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа (товаробагажа) регулируются:
- Соглашением о Межгосударственном пассажирском тарифе в рамках Совета по железнодорожному транспорту государств – участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики;
- Договором о международном железнодорожном пассажирском тарифе – при перевозках пассажиров, багажа и товаробагажа в Китай, Монголию, Корею и Вьетнам;
- Тарифом «Восток – Запад» – при перевозках пассажиров в страны Западной Европы;
- Условиями перевозок пассажиров, багажа, товаробагажа и грузов в российско-финляндском прямом железнодорожном сообщении.
В 2017 году увеличены действующие среднегодовые коэффициенты индексации к базовым тарифам на перевозки пассажиров (стоимости билета) по территории России в вагонах всех типов в сообщении:
- с Республикой Молдова, Литовской Республикой, Республикой Азербайджан – на 5 %;
- с Эстонской Республикой в вагонах всех типов – на 10 %.
Узнать больше о тарифах в международном сообщении можно на сайте Компании.