Транспортно-логистическое направление
Данное направление отвечает в структуре ОАО «РЖД» за услуги перевозки и инфраструктуры. Услуги включают оперирование подвижным составом, формирование логистических цепочек любой сложности с участием различных видов транспорта, контрактную и складскую логистику, транзитные перевозки грузов по маршрутам международных транспортных коридоров.
Алексей Шило Директор ОАО «РЖД» по коммерческой деятельности – начальник Центра фирменного транспортного обслуживанияОдна из ключевых целей Стратегии развития холдинга «РЖД» до 2030 года – обеспечение доступности и высокого качества транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок.
Грузовые перевозки по инфраструктуре ОАО «РЖД»
Показатели | Единица измерения | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Значение | % к 2016 году | % к 2013 году | ||||||
Погрузка | млн т | 1 236,8 | 1 226,9 | 1 214,5 | 1 222,3 | 1 261,3 | +3,2 % | +2,0 % |
в среднем в сутки | тыс. т | 3 388,5 | 3 361,5 | 3 327,3 | 3 339,5 | 3 455,7 | +3,5 % | +2,0 % |
Общий грузооборот, в том числе: | млрд ткм | 2 813,1 | 2 954,5 | 2 954,9 | 2 997,8 | 3 176,7 | +6,0 % | +12,9 % |
груженый грузооборот | млрд ткм | 2 196,2 | 2 298,6 | 2 304,8 | 2 342,6 | 2 491,9 | +6,4 % | +13,5 % |
порожний грузооборот | млрд ткм | 616,9 | 655,9 | 650,1 | 655,2 | 684,8 | +4,5 % | +11,0 % |
Доля отправок, доставленных в нормативный (договорной) срок | % | 77,5 | 87,1 | 92,9 | 96,1 | 96,7 | +0,6 п. п. | +19,2 п. п. |
Средняя скорость доставки грузовых отправок в груженых вагонах | км/сут | 249 | 327 | 372 | 380,5 | 386,4 | +1,6 % | +55,2 % |
Погрузка
Деятельность ОАО «РЖД» во многом отражает ситуацию в российской экономике и промышленности, так как связана с работой крупнейших производителей товаров. Так, согласно данным Росстата, индекс промышленного производства по итогам 2017 года составил 1,0 %. При этом погрузка по сети российских железных дорог составила 1 261,3 млн т (3 455,7 тыс. т в среднем в сутки), что выше уровня 2016 года на 3,2 %. Увеличение объемов погрузки обусловлено ростом погрузки, в первую очередь каменного угля, химических и минеральных удобрений, зерна.
Показатели | 2016 | 2017 | | ||
---|---|---|---|---|---|
млн т | | млн т | | ||
Погрузка | 1 222,3 | 100,0 | 1 261,3 | 100,0 | 3,2 |
Внутреннее сообщение | 785,6 | 64,3 | 791,5 | 62,7 | 0,8 |
Экспорт, в том числе | 428,3 | 35,0 | 460,0 | 36,5 | 7,4 |
через порты | 273,3 | 22,4 | 291,2 | 23,1 | 6,6 |
через погранпереходы | 155,0 | 12,7 | 168,8 | 13,4 | 8,9 |
Импорт и транзит | 8,4 | 0,7 | 9,8 | 0,8 | 16,2 |
По итогам года был отмечен рост по всем направлениям: увеличение погрузки во внутрироссийском сообщении на 0,8 % (до 791,5 млн т) сопровождалось увеличением объемов погрузки на экспорт на 7,4 % (до 460,0 млн т). Из-за более высоких темпов роста экспортных поставок доля внутреннего сообщения в структуре погрузки в 2017 году сократилась с 64,3 до 62,8 % при одновременном росте удельного веса экспорта с 35,0 до 36,5 %. В общей структуре погрузки преобладали каменный уголь, нефтеналивные и строительные грузы, руда. Их суммарная доля в общем объеме погрузки составила 66,4 %.
В 2017 году погрузка грузов всех классов выросла. Объем погрузки грузов I тарифного класса увеличился на 24,3 млн т, или на 3,3 %, II класса – на 11,0 млн т, или на 3,1 %, III класса – на 3,8 млн т, или на 3,0 %.
Наибольшее увеличение по грузам I тарифного класса показали каменный уголь (на 9,1 %, или 29,9 млн т), промышленное сырье (на 4,3 %, или 1,5 млн т), лесные грузы (на 2,5 %, или 1,1 млн т). При этом необходимо отметить снижение погрузки по строительным грузам (на 5,7 %, или 8,1 млн т).
По грузам II тарифного класса значительный рост отмечен по удобрениям (на 6,8 %, или 3,6 млн т), зерну (на 16,4 %, или 3,1 млн т) и грузам в контейнерах (на 11,5 %, или 2,9 млн т).
По грузам III класса наибольший прирост показали черные металлы (на 2,8 %, или 2,0 млн т).
Наибольший удельный вес в 2017 году пришелся на низкодоходные грузы – 60,2 % от общего объема погрузки. Доля среднедоходных грузов составляла 29,3 %, высокодоходных – 10,4 %.
Грузооборот
Груженый грузооборот железнодорожных перевозок в 2017 году вырос на 6,4 % и составил 2 491,9 млрд ткм.
Общий грузооборот (с учетом пробега вагонов иных собственников в порожнем состоянии) на инфраструктуре ОАО «РЖД» при этом увеличился на 6,0 % к уровню 2016 года и составил 3 176,7 млрд ткм, порожний грузооборот также увеличился на 4,5 % (до 684,8 млрд ткм).
Рост грузооборота в основном был связан с увеличением объемов перевозок грузов, прежде всего угля. Кроме того, росту грузооборота способствовало увеличение средней дальности перевозок на 2,0 %.
В 2017 году средняя дальность перевозок составила 1 639 км, что на 2,5 %, или на 40 км, выше уровня 2016 года, в том числе в груженой отправке – 1 800 км (рост на 2,0 %), грузов на своих осях – 1 236 км (рост на 3,1 %).
По итогам года груженый грузооборот увеличился по всем направлениям перевозок: во внутренних перевозках показал рост на 2,4 % (до 999,7 млрд ткм), в экспортных – на 8,0 % (до 1 334,4 млрд ткм), в импортных – на 18,6 % (до 99,4 млрд ткм), в транзитных – на 26,8 % (до 58,3 млрд ткм).
Произошедшие изменения привели к дальнейшему сокращению удельного веса внутрироссийских перевозок в структуре груженого грузооборота и росту доли экспорта.
За последние шесть лет доля экспортных перевозок в грузообороте повысилась на 5,3 п. п. и в 2017 году достигла 53,6 %, тогда как доля внутрироссийских перевозок, напротив, снизилась до 40,1 %.
В структуре грузооборота по группам грузов значительно увеличилась доля угля – на 2,3 п. п., до 43,1 %. При этом доля нефти и нефтепродуктов снизилась на 1,3 п. п., до 15,7 %, доля минерально-строительных грузов уменьшилась на 0,5 п. п., до 8,3 %.
Транспортно-логистические услуги
В развитии транспортно-логистического направления ОАО «РЖД» переходит от оказания услуг по перевозке грузов к формированию комплексных услуг «от двери до двери», расширению спектра оказываемых 2PL, 3PL, 4PL услуг, формированию глобальных логистических цепочек. С учетом ограниченных возможностей по увеличению масштабов и доходности бизнеса в регулируемых государством сегментах перевозок Холдинг ведет активную работу по расширению деятельности в дерегулированных сегментах транспортно-логистического рынка, укреплению позиций российских железных дорог на российском и зарубежных логистических рынках, а также по внедрению на сети современных логистических технологий 3PL/4PL.
Результаты деятельности крупнейших дочерних обществ ОАО «РЖД», оказывающих транспортно-логистические услуги
АО «Федеральная грузовая компания» (АО «ФГК») – общесетевой оператор грузового подвижного состава. Компания является дочерним обществом ОАО «РЖД» и одним из крупнейших грузовых железнодорожных операторов в России. У компании 15 филиалов и агентств транспортного обслуживания, а также представительства в Москве и Республике Казахстан.
В 2017 году АО «ФГК» сохранило позиции оператора № 1:
- по доле в грузообороте – 16,5 %;
- по среднегодовому парку в управлении – 153,7 тыс. ед.;
- по доле в российском парке вагонов – 14,2 %.
Выручка от продаж впервые за историю существования компании превысила 100 млрд руб., что на 38 % больше факта 2016 года, а чистая прибыль увеличилась в 2,8 раза и составила более 16 млрд руб.
Более подробную информацию о компании смотрите на сайте.
АО «ОТЛК» является оператором железнодорожных транзитных контейнерных сервисов в сообщении Китай/Юго-Восточная Азия – ЕС на пространстве с шириной колеи 1520.
Объем перевозок контейнерных грузов в транзитном сообщении в 2017 году составил 175 750 ДФЭ, что на 74 % больше, чем в 2016 году. Количество регулярных маршрутов в сервисах АО «ОТЛК» к концу 2017 года достигло 51 по сравнению с 19 направлениями на начало 2016 года. В целом доля АО «ОТЛК» в сегменте перевозки контейнерных грузов по международному транспортному коридору (МТК) «Восток – Запад» в сообщении Китай – Европа – Китай в 2017 году составила 64 %.
Выручка АО «ОТЛК» за 2017 год составила 13,902 млрд руб., что выше показателя 2016 года на 67 %. Чистая прибыль от основной деятельности по итогам 2017 года составила 1,082 млрд руб., что на 108 % выше показателя предыдущего года.
Более подробную информацию о компании смотрите на сайте.
Дочерняя логистическая компания Холдинга GEFCO (Франция) – глобальный поставщик логистических решений и услуг. Компания представлена более чем в 150 странах и входит в десятку крупнейших логистических операторов в Европе.
Совместно с ОАО «РЖД» GEFCO реализует ряд проектов, направленных на повышение эффективности цепей поставок Холдинга и использование активов для совместных операций. В частности, в 2017 году GEFCO реализовала проекты по перевозке полиэфирного гранулята из Китая в адрес компании «Газпром химволокно» через порт Новороссийск и рельсов с Нижнетагильского металлургического комбината (группа ЕВРАЗ) в Монголию по контракту АО «Торговый дом РЖД» и Улан-Баторской железной дороги. В 2017 году GEFCO запустила и первый контейнерный поезд по маршруту Ухань (Китай) – Дурж (Франция).
Выручка GEFCO за 2017 год составила 4,442 млрд евро, что выше показателя 2017 года на 5,1 %. Доход от основной деятельности составил по итогам 2017 года 139 млн евро, что на 15,4 % выше показателя предыдущего года.
Более подробную информацию о компании смотрите на сайте.
Меры, направленные на повышение качества транспортного обслуживания грузоотправителей
Основной приоритет развития холдинга «РЖД» в части грузовых перевозок – привлечение на железную дорогу дополнительных грузов и расширение спектра предоставляемых для клиентов логистических продуктов. Для решения этих задач в Холдинге запущены и успешно работают следующие сервисы: «Организация движения грузовых поездов по расписанию», «Грузовой экспресс» и «Зерновой экспресс».
В 2017 году государства – члены Евразийского экономического союза продолжали вносить изменения в действующее таможенное законодательство, в том числе регламентирующее таможенное администрирование и таможенный контроль и осуществление таможенных операций при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Активное участие в этой работе позволит не только защитить интересы холдинга «РЖД», но и сделать более привлекательными для экспедиторов, грузоотправителей и грузополучателей предлагаемые Компанией услуги.
Важным событием 2017 года стало создание электронной торговой площадки «Грузовые перевозки» (далее – ЭТП ГП), интегрирующей услуги перевозки, предоставления подвижного состава, терминально-складские и логистические услуги дочерних обществ ОАО «РЖД», что способствовало привлечению грузоотправителей из сектора среднего и малого бизнеса.
Итоги работы электронной торговой площадки «Грузовые перевозки» в 2017 году
Важным событием 2017 года стало создание электронной торговой площадки «Грузовые перевозки» (далее — ЭТП ГП), интегрирующей услуги перевозки, предоставления подвижного состава, терминально-складские и логистические услуги дочерних обществ ОАО «РЖД», что способствовало привлечению грузоотправителей из сектора среднего и малого бизнеса.
В 2017 году:
- утверждены Условия оказания услуг на ЭТП ГП;
- зарегистрировано 1 851 пользователей;
- присоединено 9 операторов (АО «ФГК», АО «НефтеТрансСервис», АО «Русагротранс», ООО «Е.С.А.Транс», ООО «ЛитКол», ООО «ОТК «ЮниТранс», ООО «ТЭК-СВ», ООО «Газпромтранс», АО «Рефсервис»);
- оформлено 9 938 заказов;
- оплачено заказов на 2,86 млрд руб.
Функционал ЭТП ГП будет последовательно развиваться в 2018 году в части согласования заказов по экспорту грузов через морские порты, оформления и оплаты заказов по транзиту и импорту крупнейшими экспедиторами сопредельных государств, реализации механизма торгов лотами на предоставление подвижного состава по определенным маршрутным коридорам.
Терминально-складские и экспедиционные услуги
По итогам 2017 года общая грузопереработка Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом (филиал ОАО «РЖД») по основным видам деятельности составила 107,2 млн т, или +4,8 % к 2016 году (102,3 млн т).
Обеспечена переработка грузов (строительных материалов) для реализации проекта федерального значения «Строительство двухпутной электрифицированной железной дороги на участке Журавка – Миллерово»: в 2017 году на станциях Кантемировка и Россошь переработано 329,7 тыс. т грузов.
Начата реализация проекта ТЛЦ «Калининград» на станции Дзержинская-Новая с сателлитом на ст. Черняховск. В 2017 году на грузовом дворе станции Черняховск переработан первый контейнерный поезд в рамках нового транзитного маршрута АО «ОТЛК» Китай – Европа – Китай через пограничные переходы Калининградской области. На ст. Дзержинская-Новая организован перегруз угольной продукции из вагонов колеи 1520 мм в вагоны колеи 1435 мм. С мая 2017 года переработано 192 тыс. т угля.
В 2017 году ОАО «РЖД» проводило работу по организации доставки рыбной продукции с Дальнего Востока на территорию Европейской России, по развитию инфраструктуры для реализации проекта по отправке «холодных поездов» по маршруту Владивосток – Москва. Проводилась модернизация контейнерных площадок на грузовых дворах ст. Артем-Приморский I (Приморский край) и Кунцево II (Москва).
Компания также реализовывала программу создания сети быстровозводимых складов для развития компетенций работы с тарно-штучными грузами. В 2017 году быстровозводимые склады общей площадью 14,46 тыс. м2 установлены на грузовых дворах в Санкт-Петербурге, Вологде, Ростове-на-Дону, Барнауле, Тамбове, Томске и Белгороде.
Мнение эксперта
Алёна Зябкина, президент Некоммерческого партнерства защиты интересов грузовладельцев в сфере железнодорожного транспорта
(НП ГЖТ)
Павел Иванкин, председатель Экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта