Контроль

Ревизионная комиссия

Ревизионная комиссия осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Компании и действует на основании законодательства Российской Федерации, Устава ОАО «РЖД» и Положения о ревизионной комиссии ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2004 года № 265-р.

К компетенции ревизионной комиссии относятся:

  • проверка финансово-хозяйственной деятельности Компании по итогам деятельности за год, а также в любое время по своей инициативе, решению совета директоров Компании или по требованию акционера;
  • проверка и анализ финансового состояния Компании, его платежеспособности, функционирования системы внутреннего контроля и системы управления финансовыми и операционными рисками, ликвидности активов, соотношения собственных и заемных средств;
  • подтверждение достоверности данных, содержащихся в годовом отчете Компании, годовой бухгалтерской отчетности и иных отчетах, а также других финансовых документах Компании;
  • проверка соответствия решений по вопросам финансово-хозяйственной деятельности, принимаемых генеральным директором – председателем правления, советом директоров и правлением Компании, Уставу Компании и решениям общего собрания акционеров.

Состав ревизионной комиссии ОАО «РЖД», избранной в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2017 года № 1395-р, утвержден в количестве 7 человек.

Размер вознаграждения ревизионной комиссии в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2017 года № 1395-р, утвержден в размере 2,88 млн руб.

Состав ревизионной комиссии

Анникова Наталия Николаевна Председатель

Образование: Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ); Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации.

Трудовая деятельность:

  • 2011–2013 годы – советник генерального директора ОАО «РЖДстрой»;
  • 2013–2017 годы – первый заместитель генерального директора по экономике и финансам ОАО «Строительное управление № 308»;
  • с 2013 года – независимый эксперт ревизионной комиссии ПАО «Аэрофлот»;
  • с 2015 года – председатель ревизионной комиссии АО «Зарубежнефть» и член ревизионной комиссии ПАО «РусГидро»;
  • с 2015 года – председатель ревизионной комиссии ОАО «РЖД»;
  • с 2017 года по н. в. – директор по экономике ООО «Управляющая компания «Ортус».
Варварин Александр Викторович

Образование: Институт международного права и экономики им. А. С. Грибоедова, правоведение, юрист.

Трудовая деятельность:

  • с 2006 года – генеральный директор НП «Центр развития корпоративных отношений и разрешения экономических споров»;
  • с 2009 года – вице-президент – управляющий директор Управления корпоративных отношений и правового обеспечения Российского союза промышленников и предпринимателей;
  • в разные годы – член советов директоров ОАО «ВЦИОМ», ОАО «МРСК Волги», ОАО «Кубаньэнерго», ОАО «МРСК Северного Кавказа», ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания», ОАО «СПК «Мосэнергострой» и АО «РМНТК «Нефтеотдача». Председатель советов директоров ОАО «Инновационный научно-производственный центр текстильной и легкой промышленности», ОАО «ВНИПИнефть», ОАО «Производственно-научный центр», ОАО «Центральный научно-исследовательский институт кожевенно-обувной промышленности», ОАО «Центральный научно-исследовательский институт технологической оснастки текстильного оборудования», ОАО «Центральный научно-исследовательский институт комплексной автоматизации легкой промышленности», ОАО «Центральный научно-исследовательский институт пленочных материалов и искусственной кожи»;
  • с 2012 года – член ревизионной комиссии ОАО «РЖД»;
  • с 2017 года – вице-президент по корпоративным отношениям и правовому обеспечению Общероссийской общественной организации «Российский союз промышленников и предпринимателей».
Горбатых Светлана Николаевна

Образование: Российский государственный социальный университет, Москва.

Трудовая деятельность:

  • 2008–2016 годы – ведущий специалист-эксперт, главный специалист – эксперт, советник, заместитель начальника отдела, начальник отдела управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом;
  • с 2016 года по н. в. – заместитель начальника управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом;
  • с 2017 года – член ревизионной комиссии ОАО «РЖД».
Еронин Максим Александрович

Образование: Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»; Московский государственный юридический университет им. О. Е. Кутафина (МГЮА).

Трудовая деятельность:

  • с 2009 года по н. в. – главный специалист-эксперт, консультант, заместитель начальника отдела корпоративного управления Департамента имущественных отношений и территориального планирования Минтранса России;
  • с 2014 года – член ревизионной комиссииОАО «РЖД».
Любошиц Борис Моисеевич

Образование: МВТУ им. Н. Э. Баумана; Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации.

Трудовая деятельность:

  • с 1999 года по н. в.  – генеральный директор ООО «Аудит Груп»;
  • с 2015 года  – член ревизионной комиссии ОАО «РЖД».
Суворова Екатерина Михайловна

Образование: Всероссийский заочный финансово-экономический институт по специальности «финансы и кредит» (присуждена квалификация «экономист»

Трудовая деятельность:

  • с июня 2004 года по июнь 2009 года занимала должности в Росимуществе;
  • с 2009 года – должности ведущего консультанта, ведущего советника, заместителя начальника отдела Департамента имущественных отношений Минэкономразвития России;ч
  • с 2015 года по н. в. – начальник отдела Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России;
  • с 2017 года – член ревизионной комиссии ОАО «РЖД».
Шипилов Василий Петрович

Образование: Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ).

Трудовая деятельность:

  • 2008–2010 годы – специалист Минэкономразвития России;
  • 2010–2013 годы – заместитель начальника отдела ОАО «РЖД»;
  • с 2013 года по н. в. – заместитель директора Департамента Минэкономразвития России;
  • с 2014 года – член ревизионной комиссии ОАО «РЖД».

Внутренний контроль и аудит

В ОАО «РЖД» создана и действует система внутреннего контроля (СВК).

Основанная на современной организационно-методологической базе, разработанной в соответствии с лучшей мировой и отечественной профессиональной практикой, СВК отвечает этическим нормам в области внутреннего аудита и контроля, принятым в современном российском и мировом деловых сообществах.

Основными задачами системы внутреннего контроля являются:

  • обеспечение эффективности и результативности финансово-хозяйственной деятельности;
  • обеспечение сохранности активов и экономичного использования ресурсов;
  • выявление рисков и управление ими;
  • обеспечение достоверности и полноты бухгалтерской (финансовой) и иных видов отчетности;
  • соблюдение законодательства и нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов ОАО «РЖД».

Объектами системы внутреннего контроля являются финансово-хозяйственная деятельность подразделений ОАО «РЖД» и его бизнес-процессы.

Субъекты СВК могут быть разделены на группы, исходя из решаемых ими задач и соответствующих этому функций:

  • органы управления, такие как: совет директоров, Комитет по аудиту и рискам совета директоров, генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД», курирующие заместители генерального директора, директор по внутреннему контролю и аудиту, – отвечают за организацию СВК на корпоративном уровне;
  • руководители филиалов, департаментов, управлений, подразделений осуществляют организацию и обеспечивают функционирование СВК на операционном уровне;
  • работники обеспечивают своевременное и качественное выполнение установленных процедур внутреннего контроля;
  • ряд департаментов, управлений, кроме организации и обеспечения функционирования СВК в своем подразделении, осуществляют функциональный внутренний контроль по кругу ведения в рамках сквозных процессов;
  • специализированные субъекты системы внутреннего контроля реализуют отдельные функции.

Совет директоров ОАО «РЖД» и Комитет по аудиту и рискам совета директоров определяют общие направления организации системы внутреннего контроля, рассматривают результаты оценки ее эффективности и анализируют ее фактическое состояние с учетом характера, масштабов и условий деятельности ОАО «РЖД».

Заместитель генерального директора – директор по внутреннему контролю и аудиту ОАО «РЖД» курирует вопросы в области внутреннего контроля и внутреннего аудита в ОАО «РЖД», в его непосредственном ведении находятся Центр внутреннего контроля «Желдорконтроль» и Центр внутреннего аудита «Желдораудит». Этим подразделениям принадлежит особая роль в системе внутреннего аудита и контроля в ОАО «РЖД» – они проводят независимую оценку деятельности структурных подразделений и информируют руководство Компании о результатах проверок.

Центр «Желдорконтроль» проводит проверки финансово-хозяйственной деятельности подразделений ОАО «РЖД», осуществляет контроль за выполнением мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков, обеспечивает руководство ОАО «РЖД» достоверной информацией о финансово-хозяйственной деятельности подразделений ОАО «РЖД».

Проведение внутреннего аудита возложено на Центр внутреннего аудита «Желдораудит» – структурное подразделение ОАО «РЖД». Целью внутреннего аудита является предоставление независимой и объективной информации совету директоров и исполнительным органам управления о состоянии финансово-хозяйственной деятельности, надежности и эффективности систем управления рисками, внутреннего контроля и практики корпоративного управления в обществе и его дочерних обществах.

Аудитор отчетности по международным стандартам

Аудитором консолидированной финансовой отчетности ОАО «РЖД» в соответствии с МСФО является ООО «Эрнст энд Янг».

Аудитор отчетности по российским стандартам бухгалтерской отчетности

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2017 года № 1395-р аудитором бухгалтерской (финансовой) отчетности ОАО «РЖД» по российским стандартам бухгалтерского учета на 2017 год утверждено ООО «Эрнст энд Янг». Размер годового вознаграждения ООО «Эрнст энд Янг» по контракту от 8 августа 2017 года составляет 25,96 млн руб., в том числе НДС – 3,96 млн руб.

Порядок урегулирования конфликта интересов

Порядок урегулирования конфликта интересов членов совета директоров ОАО «РЖД» регламентирован Положением о Совете директоров ОАО «РЖД». В соответствии с указанным Положением разумные и добросовестные действия членов совета директоров предполагают принятие решений с учетом всей имеющейся информации, в отсутствие конфликта интересов. Члены совета директоров не вправе использовать свое положение и полученную информацию о деятельности Компании в личных интересах, а также допускать их использование в личных интересах другими лицами.

Кроме того, предусмотрен порядок информирования членами совета директоров ревизионной комиссии и аудитора Компании о юридических лицах, голосующими акциями (долями, паями) которых в количестве 20 и более процентов они владеют самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами), об участии в органах управления юридических лиц, об известных им совершаемых или предполагаемых сделках, в которых они могут быть признаны заинтересованными лицами, о намерении учреждать или принимать участие в организациях, конкурирующих с Компанией.

Члены совета директоров должны воздерживаться от действий, которые приводят или могут привести к возникновению конфликта между их интересами и интересами Компании.

Принятие указанных мер способствует исключению конфликтных ситуаций, усилению персональной ответственности членов совета директоров, снижению правовых и судебных рисков Компании, позволяет в установленном порядке урегулировать конфликт интересов, в том числе посредством добровольного выхода из состава совета директоров.

Меры по противодействию коррупции

В целях обеспечения согласованных действий подразделений аппарата управления, филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» и совершенствования работы в области противодействия коррупции, реализации мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов в Компании, усиления персональной ответственности работников и руководителей ОАО «РЖД» за нарушения антикоррупционного законодательства образована Комиссия по урегулированию конфликта интересов в ОАО «РЖД» (далее – комиссия).

Комиссия проводит свою работу во взаимодействии с Центром по организации противодействия коррупции и другими подразделениями ОАО «РЖД», ответственным в ОАО «РЖД» за работу по урегулированию конфликта интересов и ответственными в подразделениях Компании за работу по урегулированию конфликта интересов.

Основными функциями Центра по организации противодействия коррупции являются организация и координация антикоррупционных процессов и процедур в холдинге «РЖД», организация работы по оценке коррупционных рисков, разработка соответствующих антикоррупционных мер, а также мониторинг их соблюдения подразделениями Компании.