Стратегия

Миссия

Миссия холдинга «РЖД» заключается в эффективном развитии конкурентоспособного на российском и мировом рынках транспортного бизнеса, ядром которого является эффективное выполнение задач национального железнодорожного перевозчика грузов и пассажиров и владельца железнодорожной инфраструктуры общего пользования.

Стратегия развития до 2030 года

Стратегия развития холдинга «РЖД» до 2030 года (далее – Стратегия холдинга «РЖД»), определяющая цели и задачи развития Холдинга, его ключевые приоритеты и проекты долгосрочного развития, утверждена советом директоров ОАО «РЖД» в декабре 2013 года. Миссия холдинга «РЖД» реализуется через достижение к 2030 году стратегических целей по пяти ключевым направлениям.

Стратегические приоритеты и цели по ключевым направлениям
Транспортно-логистические услуги
Пассажирские перевозки
Железнодорожные перевозки и инфраструктура
Зарубежная деятельность
Социальная политика


Транспортно-логистические услуги

Стратегическим приоритетом развития данного направления является формирование диверсифицированной продуктовой корзины с переходом от оказания преимущественно услуг по перевозкам к предоставлению комплексных интегрированных услуг по принципу «от двери до двери», последовательным расширением спектра с 2PL- до 3PL-, 4PL-услуг, а также с формированием глобальных логистических цепочек.

Стратегические цели до 2030 года:


сохранить лидирующие позиции в сфере грузовых железнодорожных перевозок в Европе, повысить привлекательность железнодорожного транспорта для клиентов, увеличить перевозки грузов к 2030 году на 500–800 млн т;

войти в топ-5 компаний Европы по объему логистического бизнеса, увеличить долю транспортно-логистических услуг в портфеле Холдинга до 25 %;

повысить уровень удовлетворенности клиентов за счет повышения качества услуг при сохранении конкурентоспособной стоимости перевозок;

обеспечить эффективное обслуживание глобальных цепочек поставок крупнейших российских и международных клиентов, расширить перевозочный и логистический бизнес на евроазиатском пространстве.

Пассажирские перевозки

Стратегические приоритеты развития данного направления – оптимизация маршрутной сети и расписания поездов, повышение скоростей, использование инновационного подвижного состава, совершенстование продуктового предложения, цифровизация клиентских сервисов и бизнес-процессов, повышение качества традиционного сервиса в поездах и сопутствующих сферах. Одним из ключевых направлений является расширение полигона скоростных и высокоскоростных перевозок между крупнейшими агломерациями страны на основе современных эффективных решений.

Стратегические цели до 2030 года:


обеспечить сохранение существующей доли в пассажирообороте транспортной системы России, увеличить к 2030 году пассажирооборот в пригородном сообщении в 1,8–2,2 раза, в дальнем и межрегиональном сообщении – в 1,3–1,7 раза;

реализовать проекты развития скоростных и высокоскоростных перевозок, обеспечить перевозку пассажиров с новым уровнем скоростей до 20 % в структуре пассажирооборота к 2030 году.

Железнодорожные перевозки и инфраструктура

В это направление включены не только непосредственно инфраструктура, но и комплексы управления движением, эксплуатации и ремонта тяги. Стратегические приоритеты развития инфраструктуры ОАО «РЖД» определяются ее естественно-монопольным характером и заключаются в снижении издержек, повышении возможностей для создания новых перевозочных и логистических продуктов, модернизации сети и строительстве окупаемых дополнительных главных путей под возрастающие объемы перевозок. Особенности направления – сохранение публичности услуг, государственное регулирование как субъекта  естественной монополии, равнодоступность для потребителей.

Стратегические цели до 2030 года:


сохранить лидирующие позиции в мире в части эффективности, безопасности, качества услуг инфраструктуры;

обеспечить планомерное обновление активов с использованием инновационных технологий и решений на основе эффективного управления стоимостью жизненного цикла, готовностью и надежностью основных фондов.

Зарубежная деятельность

Стратегические приоритеты данного направления – укрепление и расширение присутствия Холдинга на рынке международного железнодорожного инжиниринга и инфраструктурного транспортного строительства, создание условий для расширения других видов бизнеса Холдинга на рынках присутствия в качестве подрядчика при сооружении инфраструктурных объектов. Планируется развитие на основе уникальных компетенций в сферах проектирования и строительства объектов железнодорожного транспорта, создания сложных систем управления инфраструктурой и перевозками, организации движения, управления экономикой и финансами железных дорог.

Стратегические цели до 2030 года:


войти в число мировых компаний-лидеров по инфраструктурному строительству;

обеспечить формирование долгосрочного портфеля заказов и высочайший уровень реализации проектов.

Социальная политика

Работники ОАО «РЖД» – ключевой актив Компании, способный обеспечить достижение долгосрочных целей развития, и ее основное конкурентное преимущество. Развитие направления строится на основе объективной оценки добавленной стоимости, создаваемой за счет поддержки коллектива и эффективного использования ресурсов для оказания рыночных услуг. Неотъемлемым элементом направления также является социальная и общественная политика ОАО «РЖД», проводимая вне трудового коллектива.


войти в топ-5 наиболее привлекательных крупных компаний-работодателей России;

привлекать к работе в Холдинге лучших специалистов, гарантируя конкурентоспособность заработной платы, улучшение условий труда, современный социальный пакет.

Долгосрочная программа развития холдинга «РЖД» до 2025 года

В соответствии с директивами Правительства Российской Федерации представителям интересов Российской Федерации для участия в заседаниях советов директоров (наблюдательных советов) акционерных обществ, включенных в специальный перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации, разработана Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» и его дочерних и зависимых обществ до 2020 года, предварительно одобренная советом директоров ОАО «РЖД» в октябре 2014 года. В рамках Плана взаимодействия Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации и ОАО «РЖД» от 1 июня 2017 года № 747, поручений и директив Правительства Российской Федерации осуществлена доработка Долгосрочной программы развития.

12 октября 2017 года проект Долгосрочной программы развития направлен в федеральные органы исполнительной власти, в Совет потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД», а также в экспертные организации. В настоящее время на основе полученных замечаний и предложений проводится работа по формированию Долгосрочной программы развития холдинга «РЖД» до 2025 года (далее – ДПР).

Советом директоров ОАО «РЖД» утвержден Стандарт проведения аудиторской проверки реализации ДПР, регламентирующий порядок проведения такого аудита (протокол № 25 от 8 декабря 2014 года). В связи с отсутствием утвержденной в установленном порядке ДПР аудит ее реализации по итогам 2017 года не проводился.

Ключевые показатели эффективности

В соответствии с директивами Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2014 года № 2579п-П13 и на основании Методических рекомендаций по применению КПЭ (одобрены Правительством Российской Федерации от 27 марта 2014 года № ИШ-П13-2043) на заседании совета директоров ОАО «РЖД» 30 июня 2014 года (протокол № 15) было утверждено Положение о ключевых показателях эффективности деятельности ОАО «РЖД» (далее — Положение).

В соответствии с Положением система КПЭ ОАО «РЖД» включает две группы показателей: финансовые и отраслевые. Кроме того, на основании отдельных поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации система КПЭ ОАО «РЖД» была дополнена такими показателями, как «Снижение операционных расходов (затрат)», «ROIC холдинга «РЖД» по нерегулируемым видам деятельности (коэффициент рентабельности инвестированного капитала)».

Показатели системы КПЭ ОАО «РЖД» включены в систему мотивации членов правления Компании, утверждены на заседании совета директоров ОАО «РЖД» 30 июня 2014 года (протокол № 15).

Целевые значения КПЭ ОАО «РЖД» на 2017 год были утверждены на заседании совета директоров Компании 14 ноября 2017 года (протокол № 12).

Исполнение ключевых показателей эффективности ОАО «РЖД» за 2017 год
Наименование показателя Единица измерения Фактическое значение за 2016 год Целевое значение на 2017 год Фактическое значение за 2017 год +/– к целевому значению
Размер дивидендов млрд руб. 0,3 5,147 5,147 100 %
EBITDA ОАО «РЖД» млрд руб. 315,7 353 353,9 100 %
Снижение операционных расходов (затрат) % 10,1 ≥2 3,0
ROIC холдинга «РЖД» по нерегулируемым видам деятельности % 10 10 18,2 +8,2 п. п.
Уровень безопасности движения по Холдингу кол-во событий на млн поездо-км 1,328 ≤1,30 1,174
Приведенная работа по инфраструктуре ОАО «РЖД» прив. млрд ткм 3 122,2 3 274,7 3 299,6 101 %