Система управления рисками

Описание системы управления рисками

Отслеживание и прогнозирование рисков является неотъемлемой частью стратегического и операционного управления в ОАО «РЖД». В Компании выстроена эффективная система риск-менеджмента, позволяющая осуществлять управление рисками и их минимизацию.

ОАО «РЖД» придерживается принципов управления рисками, изложенных в концептуальных моделях управления рисками Комитета спонсорских организаций Комиссии Тредвея (COSO ERM «Управление рисками организаций. Интегрированная модель»), международном стандарте ISO 31000 «Менеджмент риска. Принципы и руководящие указания» и требованиях соответствующих положений Кодекса корпоративного управления (письмо Банка России от 10 апреля 2014 года № 06-52/2463).

Цели системы управления рисками:

  • обеспечение непрерывности и стабильности производственной деятельности ОАО «РЖД» путем ограничения степени воздействия на нее внешних и внутренних негативных факторов;
  • обеспечение обоснованного уровня уверенности в достижении контрольных параметров целевого состояния, предусмотренных нормативными документами ОАО «РЖД», в условиях действия внешних и внутренних факторов;
  • комплексность – использование единой методологии и единых принципов, учет системной взаимосвязи рисков, характера их взаимного влияния и возможных последствий;
  • интеграция – управление рисками является неотъемлемой частью процессов управления, в том числе стратегического и операционного планирования;
  • непрерывность – проведение регулярного мониторинга и обновление информации, используемой в системе управления рисками ОАО «РЖД»;
  • охват всех видов деятельности – внедрение процедур управления рисками во все функциональные области деятельности ОАО «РЖД», в том числе в рамках процессного подхода к управлению;
  • сбалансированность – объективный баланс критериев при принятии решения о способе реагирования на риск: выбор между возможными потерями и возможностями, между издержками по управлению риском и возможным ущербом по управлению рисками.

Ключевые риски Холдинга

Наибольшее влияние на основные показатели деятельности Компании могут оказать следующие внешние риски:

  • ухудшение макроэкономической ситуации в стране относительно прогнозов, заложенных в Долгосрочную программу развития ОАО «РЖД»;
  • недостаточная индексация тарифов при опережающем росте цен на потребляемую ОАО «РЖД» продукцию;
  • отсутствие или невыполнение долгосрочных государственных решений в части финансирования развития железнодорожного транспорта;
  • либерализация рынка грузовых и пассажирских перевозок.

Для предотвращения и своевременного реагирования на данные риски ОАО «РЖД» постоянно взаимодействует с государственными органами и основными потребителями услуг ОАО «РЖД», информируя их о потенциальных негативных последствиях принимаемых решений. Для снижения возможных последствий рисков ОАО «РЖД» повышает клиентоориентированность и качество предоставляемых услуг, а также реализует программу повышения эффективности.

Категория рисков Наименование риска Вероятность Степень воздействияС точки зрения достижения целей Компании: 1 – не представляет угрозы; 2 – может повлиять, если сложится с другими неблагоприятными факторами; 3 – оказывает существенное влияние; 4 – может привести к недостижению целей. Мероприятия, снижающие вероятность наступления риска или тяжесть последствий его реализации

Макроэкономические

Ухудшение макроэкономической ситуации в стране относительно прогнозов 20–50 % 4 Реализация комплекса мер по повышению эффективности, таких как повышение энергоэффективности, внедрение ресурсосберегающих технологий, сдерживание роста цен, организационно-технические мероприятия
Недостаточная индексация тарифов при опережающем росте цен на потребляемую ОАО «РЖД» продукцию 20–50 % 4 Постоянное взаимодействие с государственными органами и основными потребителями услуг ОАО «РЖД», полное и объективное информирование заинтересованных сторон о потенциальных негативных последствиях принимаемых решений для ОАО «РЖД».
Реализация комплекса мер по повышению эффективности

Государственное регулирование

Отсутствие/невыполнение долгосрочных государственных решений в части финансирования развития железнодорожного транспорта 20–50 % 3 Поиск альтернативных источников финансирования.
Оптимизация технических решений по капитальным проектам.
Разделение проектов на этапы и их реализация в приоритизированном порядке
Изменение государственного регулирования, включая регулирование в сфере поддержки других видов транспорта, приводящее к ухудшению конкурентоспособности железнодорожного транспорта 20–50 % 3 Постоянное взаимодействие с государственными органами и основными потребителями услуг ОАО «РЖД», полное и объективное информирование заинтересованных сторон о потенциальных негативных последствиях принимаемых решений для ОАО «РЖД»
Либерализация рынка пассажирских железнодорожных перевозок 5–20 % 4
Либерализация рынка грузовых железнодорожных перевозок 5–20 % 4
Отставание развития нормативно-правовой базы от преобразований на железнодорожном транспорте 5–20 % 3 Своевременное представление в государственные органы предложений по изменению нормативно-правовой базы с обоснованием с точки зрения экономики, безопасности и мирового опыта

Рыночные

Существенное изменение структуры грузооборота по типам грузов и направлениям относительно прогнозируемых значений 5–10 % 2 Выстраивание долгосрочных отношений с клиентами, улучшение обратной связи с потребителями.
Повышение рыночной гибкости и расширение бизнеса в дерегулированных сегментах.
Развитие логистических возможностей для удовлетворения потребностей клиентов в комплексных услугах
Агрессивная ценовая политика компаний других видов транспорта 5–20 % 3 Выстраивание долгосрочных отношений с клиентами, улучшение обратной связи с потребителями

Инвестиционные

Недостаток инвестиций в развитие инфраструктуры 5–20 % 4 Оптимизация технических решений.
Разделение проектов на этапы и их реализация в приоритизированном порядке
Несоблюдение планируемых сроков реализации инвестиционной программы 5–20 % 2 Совершенствование системы управления и развитие компетенций в сфере проектного управления.
Детализация планов реализации по проектам.

Налоговые

Увеличение налоговой нагрузки вследствие ужесточения налоговой политики Российской Федерации в условиях нестабильной социально-экономической ситуации 20–50 % 4 Постоянное взаимодействие с федеральными и региональными органами власти в области налоговой политики

Управленческие

Недостаточность компетенций персонала в области управления 5–10 % 2 Совершенствование системы управления с помощью консолидации и упрощения организационно-функциональных структур, а также развития процедур и методов управления

Кадровые

Нехватка квалифицированных кадров вследствие недостаточного уровня конкурентоспособности ОАО «РЖД» как работодателя 5–10 % 3 Поддержание оплаты труда работников на уровне выше общероссийского.
Развитие персонала, основанное на современных подходах к обучению и профессиональной подготовке.
Укрепление бренда работодателя
Усиление конкуренции на рынке труда вследствие негативной динамики численности трудоспособного населения России в среднесрочной перспективе 5–10 % 3 Профессиональная ориентация молодежи в образовательных учреждениях, центрах довузовской подготовки, включая детские железные дороги.
Организация целевой подготовки студентов и взаимодействие с вузами и техникумами.
Реализация целевой программы «Молодежь ОАО «РЖД», направленной на развитие и удержание молодых работников.
Системная работа по обеспечению конкурентоспособного уровня оплаты труда работников Компании. Формирование социального пакета, отвечающего потребностям работников

Научно-технические и технологические

Снижение конкурентоспособности железнодорожного транспорта вследствие отставания от технического и технологического развития других видов транспорта 5–20 % 3 Реализация Комплексной программы инновационного развития холдинга «РЖД» на период 2016–2020 годов
Недостаточный уровень внедрения и использования современных научно-технических разработок 5–20 % 2
Недостаточный уровень кооперации с зарубежными лидерами в области развития и использования инновационных технологий в сфере железнодорожного машиностроения 5–20 % 2

Технологические (внутренние)

Снижение безопасности движения вследствие:
а) снижения надежности подвижного состава;
б) снижения надежности объектов инфраструктуры
5–20 % 2 Своевременное проведение капитального ремонта, модернизации и реконструкции объектов инфраструктуры, ремонта и обслуживания подвижного состава.
Реализация инвестиционной программы

Технологические (внешние)

Отставание ликвидации ограничений смежных видов транспорта (мощностей портов, складских терминалов) от реализации инвестиционной программы Компании 5–20 % 2 Постоянное взаимодействие с компаниями смежных видов транспорта для синхронизации планов реализации инвестиционных программ, корректировка сроков реализации собственной инвестиционной программы в случае необходимости
Неудовлетворение потребностей рынка грузовых перевозок вследствие неэффективной работы парка грузовых вагонов 5–20 % 3 Сотрудничество с операторами подвижного состава с целью повышения эффективности управления вагонными парками

Риски отдельных направлений деятельности

Направление деятельности Риски Мероприятия, снижающие вероятность наступления риска или тяжесть последствий его реализации

Пассажирские перевозки

  • Риск снижения пассажирооборота;
  • рост удельных затрат на обслуживание 1 пасс.-км;
  • недополучение компенсаций расходов и выпадающих доходов из федерального и региональных бюджетов;
  • другие
  • Совершенствование тарифной политики, применение маркетинговых акций во всех сегментах пассажирских перевозок;
  • развитие взаимоотношений с клиентами в рамках программы лояльности;
  • улучшение расписания движения поездов, включая их ускорение;
  • разработка и продвижение новых маршрутов;
  • обновление подвижного состава;
  • контроль выполнения мероприятий и целевых показателей, утвержденных в Программе повышения качества транспортного обслуживания пассажиров в 2017–2019 годах и улучшение качества обслуживания пассажиров;
  • постоянный мониторинг и улучшение технического состояния вокзальной инфраструктуры и подвижного состава;
  • постоянный мониторинг качества предоставления услуг пассажирам;
  • повышение персональной и коллективной ответственности сотрудников направления за обеспечение безопасности движения

Транспортно-логистическое направление

  • Ухудшение глобальной экономической конъюнктуры;
  • напряжение геополитической ситуации;
  • потенциальное ухудшение операционной среды на сети ОАО «РЖД»;
  • прекращение стимулирующих мер (субсидирования) в отношении железнодорожных контейнерных перевозок в Китае;
  • конкуренция со стороны других видов транспорта и рост конкуренции на рынке железнодорожных контейнерных перевозок;
  • риск нехватки подвижного состава
  • Постоянное взаимодействие с государственными органами и основными потребителями услуг ОАО «РЖД», с полным и объективным информированием их о потенциальных негативных последствиях принимаемых решений для ОАО «РЖД»;
  • повышение клиентоориентированности и качества предоставляемых услуг;
  • выстраивание долгосрочных отношений с клиентами, улучшение обратной связи с потребителями:
    • повышение рыночной гибкости и расширение бизнеса в дерегулированных сегментах;
    • расширенное применение гибкой тарифной плитики;
    • развитие логистических возможностей для удовлетворения потребностей клиентов в комплексных услугах;
  • поиск альтернативных источников финансирования проектов развития терминальной инфраструктуры;
  • последовательное развитие инфраструктуры международных транспортных коридоров для увеличения контейнерных грузопотоков;
  • укрепление интермодальной логистики и взаимодействия с морскими портами;
  • сотрудничество с операторами подвижного состава с целью повышения эффективности управления вагонными парками;
  • диверсификация деятельности с применением интернета вещей и проектов провайдерских услуг высокого уровня

Железнодорожные перевозки и инфраструктура

  • Снижение уровня безопасности;
  • нарушение договорных сроков доставки грузов;
  • дефицит исправного эксплуатируемого парка локомотивов;
  • рост количества отказов технических средств
  • Оздоровление и развитие железнодорожной инфраструктуры;
  • обновление тягового подвижного состава;
  • переход на закупку локомотивов на условиях контракта жизненного цикла

Международная деятельность

  • Сокращение присутствия «РЖД» на глобальном рынке;
  • недостаток компетенций для выхода на новые перспективные рынки;
  • повышение уровня конкуренции со стороны зарубежных инжиниринговых компаний
  • Участие в партнерствах и консорциумах;
  • участие в проектах с зарубежными компаниями с необходимыми компетенциями;
  • обмен опытом с ведущими зарубежными компаниями-производителями и научно-исследовательскими институтами;
  • обучение персонала для развития существующих и приобретения новых компетенций

Управление финансовыми рисками

Компания уделяет особое внимание вопросам управления финансовыми рисками и страхованию имущественного комплекса и ответственности. Центром принятия решений по данному направлению является Комиссия по управлению финансовыми рисками – коллегиальный орган из представителей ряда департаментов под руководством первого заместителя генерального директора ОАО «РЖД».

В 2017 году в число основных задач в области развития системы управления финансовыми рисками входили адаптация системы под условия внешнего давления, включая международные санкции, высокую волатильность финансовых рынков и повышенный уровень неопределенности, а также распространение единых принципов по управлению финансовыми рисками в холдинге РЖД.

Кредитные риски

Для управления кредитными рисками в ОАО «РЖД» утверждены методики расчета кредитных лимитов, нормативные документы, определяющие работу с банковскими гарантиями и поручительствами, в том числе единый корпоративный стандарт холдинга «РЖД» по работе с инструментами обеспечения. На базе методик расчета кредитных лимитов Компания осуществляет оценку финансовых институтов и расчет соответствующих кредитных лимитов, регулирующих операции с банками по размещению депозитов и приему банковских гарантий в зависимости от оценки состояния соответствующего финансового института.

При взаимодействии с компаниями реального сектора для обеспечения защиты ОАО «РЖД» от рисков неисполнения (ненадлежащего или несвоевременного исполнения) контрагентом своих обязательств применяется система стандартов управления, включающая в себя типовые условия расчетов с контрагентами, обеспечительные меры, казначейский контроль, нормирование дебиторской и кредиторской задолженностей, банковские гарантии серьезности намерений, надлежащего исполнения своих обязательств (в том числе на гарантийный период для договоров поставки), возврата авансов, поручительства материнских компаний. Выбор финансовых институтов – эмитентов банковских гарантий и поручителей осуществляется с учетом кредитной истории, действующих кредитных лимитов.

Риск потери ликвидности

Оперативное управление ликвидностью Компании осуществляется на основе платежного баланса, платежного календаря и платежной позиции в пределах утвержденных бюджетов. В зависимости от текущей ликвидности Компания осуществляет оперативное привлечение или размещение денежных средств на лучших рыночных условиях.

Валютные и процентные риски

Для оценки данных рисков Компания применяет моделирование и оценку бюджетных параметров с учетом возможной волатильности соответствующих рыночных индикаторов.

Оценка величины валютного риска ОАО «РЖД» и выбор инструмента управления валютным риском основываются на анализе открытой валютной позиции Компании (ОВП). Для расчета ОВП операции Компании анализируются и группируются в разрезе инвестиционной, операционной и финансовой деятельности. Величина и структура рассчитанной открытой валютной позиции влияют на политику заимствований Компании и определяют подходы к хеджированию.

Страхование

В Компании организовано страхование комплекса недвижимого имущества, подвижного состава, личного страхования работников, ответственности владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта и перевозчика, а также ответственности директоров и руководителей Компании и 73 дочерних и зависимых общества.

В отчетном году были урегулированы 682 страховых случая. Общий объем полученного страхового возмещения в 2017 году составил более 1 млрд руб.

Для обеспечения единого подхода к организации страховой защиты дочерних обществ с 2010 года действует единая корпоративная концепция страховой защиты дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД».

В рамках регулярно проводимой работы по улучшению параметров страховой защиты имущественного комплекса ОАО «РЖД» и в целях обеспечения наиболее высокого уровня страхового покрытия из общего числа подлежащих страхованию объектов имущества Компании определены наиболее дорогостоящие и высокорисковые объекты. Совокупная стоимость данных объектов составляет более 407 млрд руб. Ежегодно Компанией проводится работа по обеспечению особого факультативного перестрахования в ведущих зарубежных перестраховочных компаниях. Так, перестрахование рисков по данным объектам обеспечено такими крупнейшими перестраховочными компаниями, как Swiss Re, Munich Re, Allianz, Zurich Insurance Company и т. д.