Система управления рисками
Описание системы управления рисками
Отслеживание и прогнозирование рисков является неотъемлемой частью стратегического и операционного управления в ОАО «РЖД». В Компании выстроена эффективная система риск-менеджмента, позволяющая осуществлять управление рисками и их минимизацию.
ОАО «РЖД» придерживается принципов управления рисками, изложенных в концептуальных моделях управления рисками Комитета спонсорских организаций Комиссии Тредвея (COSO ERM «Управление рисками организаций. Интегрированная модель»), международном стандарте ISO 31000 «Менеджмент риска. Принципы и руководящие указания» и требованиях соответствующих положений Кодекса корпоративного управления (письмо Банка России от 10 апреля 2014 года № 06-52/2463).
Цели системы управления рисками:
- обеспечение непрерывности и стабильности производственной деятельности ОАО «РЖД» путем ограничения степени воздействия на нее внешних и внутренних негативных факторов;
- обеспечение обоснованного уровня уверенности в достижении контрольных параметров целевого состояния, предусмотренных нормативными документами ОАО «РЖД», в условиях действия внешних и внутренних факторов;
- комплексность – использование единой методологии и единых принципов, учет системной взаимосвязи рисков, характера их взаимного влияния и возможных последствий;
- интеграция – управление рисками является неотъемлемой частью процессов управления, в том числе стратегического и операционного планирования;
- непрерывность – проведение регулярного мониторинга и обновление информации, используемой в системе управления рисками ОАО «РЖД»;
- охват всех видов деятельности – внедрение процедур управления рисками во все функциональные области деятельности ОАО «РЖД», в том числе в рамках процессного подхода к управлению;
- сбалансированность – объективный баланс критериев при принятии решения о способе реагирования на риск: выбор между возможными потерями и возможностями, между издержками по управлению риском и возможным ущербом по управлению рисками.
Ключевые риски Холдинга
Наибольшее влияние на основные показатели деятельности Компании могут оказать следующие внешние риски:
- ухудшение макроэкономической ситуации в стране относительно прогнозов, заложенных в Долгосрочную программу развития ОАО «РЖД»;
- недостаточная индексация тарифов при опережающем росте цен на потребляемую ОАО «РЖД» продукцию;
- отсутствие или невыполнение долгосрочных государственных решений в части финансирования развития железнодорожного транспорта;
- либерализация рынка грузовых и пассажирских перевозок.
Для предотвращения и своевременного реагирования на данные риски ОАО «РЖД» постоянно взаимодействует с государственными органами и основными потребителями услуг ОАО «РЖД», информируя их о потенциальных негативных последствиях принимаемых решений. Для снижения возможных последствий рисков ОАО «РЖД» повышает клиентоориентированность и качество предоставляемых услуг, а также реализует программу повышения эффективности.
Категория рисков | Наименование риска | Вероятность | Степень воздействияС точки зрения достижения целей Компании: 1 – не представляет угрозы; 2 – может повлиять, если сложится с другими неблагоприятными факторами; 3 – оказывает существенное влияние; 4 – может привести к недостижению целей. | Мероприятия, снижающие вероятность наступления риска или тяжесть последствий его реализации |
---|---|---|---|---|
Макроэкономические | Ухудшение макроэкономической ситуации в стране относительно прогнозов | 20–50 % | 4 | Реализация комплекса мер по повышению эффективности, таких как повышение энергоэффективности, внедрение ресурсосберегающих технологий, сдерживание роста цен, организационно-технические мероприятия |
Недостаточная индексация тарифов при опережающем росте цен на потребляемую ОАО «РЖД» продукцию | 20–50 % | 4 | Постоянное взаимодействие с государственными органами и основными потребителями услуг ОАО «РЖД», полное и объективное информирование заинтересованных сторон о потенциальных негативных последствиях принимаемых решений для ОАО «РЖД». Реализация комплекса мер по повышению эффективности | |
Государственное регулирование | Отсутствие/невыполнение долгосрочных государственных решений в части финансирования развития железнодорожного транспорта | 20–50 % | 3 | Поиск альтернативных источников финансирования. Оптимизация технических решений по капитальным проектам. Разделение проектов на этапы и их реализация в приоритизированном порядке |
Изменение государственного регулирования, включая регулирование в сфере поддержки других видов транспорта, приводящее к ухудшению конкурентоспособности железнодорожного транспорта | 20–50 % | 3 | Постоянное взаимодействие с государственными органами и основными потребителями услуг ОАО «РЖД», полное и объективное информирование заинтересованных сторон о потенциальных негативных последствиях принимаемых решений для ОАО «РЖД» | |
Либерализация рынка пассажирских железнодорожных перевозок | 5–20 % | 4 | ||
Либерализация рынка грузовых железнодорожных перевозок | 5–20 % | 4 | ||
Отставание развития нормативно-правовой базы от преобразований на железнодорожном транспорте | 5–20 % | 3 | Своевременное представление в государственные органы предложений по изменению нормативно-правовой базы с обоснованием с точки зрения экономики, безопасности и мирового опыта | |
Рыночные | Существенное изменение структуры грузооборота по типам грузов и направлениям относительно прогнозируемых значений | 5–10 % | 2 | Выстраивание долгосрочных отношений с клиентами, улучшение обратной связи с потребителями. Повышение рыночной гибкости и расширение бизнеса в дерегулированных сегментах. Развитие логистических возможностей для удовлетворения потребностей клиентов в комплексных услугах |
Агрессивная ценовая политика компаний других видов транспорта | 5–20 % | 3 | Выстраивание долгосрочных отношений с клиентами, улучшение обратной связи с потребителями | |
Инвестиционные | Недостаток инвестиций в развитие инфраструктуры | 5–20 % | 4 | Оптимизация технических решений. Разделение проектов на этапы и их реализация в приоритизированном порядке |
Несоблюдение планируемых сроков реализации инвестиционной программы | 5–20 % | 2 | Совершенствование системы управления и развитие компетенций в сфере проектного управления. Детализация планов реализации по проектам. | |
Налоговые | Увеличение налоговой нагрузки вследствие ужесточения налоговой политики Российской Федерации в условиях нестабильной социально-экономической ситуации | 20–50 % | 4 | Постоянное взаимодействие с федеральными и региональными органами власти в области налоговой политики |
Управленческие | Недостаточность компетенций персонала в области управления | 5–10 % | 2 | Совершенствование системы управления с помощью консолидации и упрощения организационно-функциональных структур, а также развития процедур и методов управления |
Кадровые | Нехватка квалифицированных кадров вследствие недостаточного уровня конкурентоспособности ОАО «РЖД» как работодателя | 5–10 % | 3 | Поддержание оплаты труда работников на уровне выше общероссийского. Развитие персонала, основанное на современных подходах к обучению и профессиональной подготовке. Укрепление бренда работодателя |
Усиление конкуренции на рынке труда вследствие негативной динамики численности трудоспособного населения России в среднесрочной перспективе | 5–10 % | 3 | Профессиональная ориентация молодежи в образовательных учреждениях, центрах довузовской подготовки, включая детские железные дороги. Организация целевой подготовки студентов и взаимодействие с вузами и техникумами. Реализация целевой программы «Молодежь ОАО «РЖД», направленной на развитие и удержание молодых работников. Системная работа по обеспечению конкурентоспособного уровня оплаты труда работников Компании. Формирование социального пакета, отвечающего потребностям работников | |
Научно-технические и технологические | Снижение конкурентоспособности железнодорожного транспорта вследствие отставания от технического и технологического развития других видов транспорта | 5–20 % | 3 | Реализация Комплексной программы инновационного развития холдинга «РЖД» на период 2016–2020 годов |
Недостаточный уровень внедрения и использования современных научно-технических разработок | 5–20 % | 2 | ||
Недостаточный уровень кооперации с зарубежными лидерами в области развития и использования инновационных технологий в сфере железнодорожного машиностроения | 5–20 % | 2 | ||
Технологические (внутренние) | Снижение безопасности движения вследствие: а) снижения надежности подвижного состава; б) снижения надежности объектов инфраструктуры | 5–20 % | 2 | Своевременное проведение капитального ремонта, модернизации и реконструкции объектов инфраструктуры, ремонта и обслуживания подвижного состава. Реализация инвестиционной программы |
Технологические (внешние) | Отставание ликвидации ограничений смежных видов транспорта (мощностей портов, складских терминалов) от реализации инвестиционной программы Компании | 5–20 % | 2 | Постоянное взаимодействие с компаниями смежных видов транспорта для синхронизации планов реализации инвестиционных программ, корректировка сроков реализации собственной инвестиционной программы в случае необходимости |
Неудовлетворение потребностей рынка грузовых перевозок вследствие неэффективной работы парка грузовых вагонов | 5–20 % | 3 | Сотрудничество с операторами подвижного состава с целью повышения эффективности управления вагонными парками |
Риски отдельных направлений деятельности
Направление деятельности | Риски | Мероприятия, снижающие вероятность наступления риска или тяжесть последствий его реализации |
---|---|---|
Пассажирские перевозки |
|
|
Транспортно-логистическое направление |
|
|
Железнодорожные перевозки и инфраструктура |
|
|
Международная деятельность |
|
|
Управление финансовыми рисками
Компания уделяет особое внимание вопросам управления финансовыми рисками и страхованию имущественного комплекса и ответственности. Центром принятия решений по данному направлению является Комиссия по управлению финансовыми рисками – коллегиальный орган из представителей ряда департаментов под руководством первого заместителя генерального директора ОАО «РЖД».
В 2017 году в число основных задач в области развития системы управления финансовыми рисками входили адаптация системы под условия внешнего давления, включая международные санкции, высокую волатильность финансовых рынков и повышенный уровень неопределенности, а также распространение единых принципов по управлению финансовыми рисками в холдинге РЖД.
Кредитные риски
Для управления кредитными рисками в ОАО «РЖД» утверждены методики расчета кредитных лимитов, нормативные документы, определяющие работу с банковскими гарантиями и поручительствами, в том числе единый корпоративный стандарт холдинга «РЖД» по работе с инструментами обеспечения. На базе методик расчета кредитных лимитов Компания осуществляет оценку финансовых институтов и расчет соответствующих кредитных лимитов, регулирующих операции с банками по размещению депозитов и приему банковских гарантий в зависимости от оценки состояния соответствующего финансового института.
При взаимодействии с компаниями реального сектора для обеспечения защиты ОАО «РЖД» от рисков неисполнения (ненадлежащего или несвоевременного исполнения) контрагентом своих обязательств применяется система стандартов управления, включающая в себя типовые условия расчетов с контрагентами, обеспечительные меры, казначейский контроль, нормирование дебиторской и кредиторской задолженностей, банковские гарантии серьезности намерений, надлежащего исполнения своих обязательств (в том числе на гарантийный период для договоров поставки), возврата авансов, поручительства материнских компаний. Выбор финансовых институтов – эмитентов банковских гарантий и поручителей осуществляется с учетом кредитной истории, действующих кредитных лимитов.
Риск потери ликвидности
Оперативное управление ликвидностью Компании осуществляется на основе платежного баланса, платежного календаря и платежной позиции в пределах утвержденных бюджетов. В зависимости от текущей ликвидности Компания осуществляет оперативное привлечение или размещение денежных средств на лучших рыночных условиях.
Валютные и процентные риски
Для оценки данных рисков Компания применяет моделирование и оценку бюджетных параметров с учетом возможной волатильности соответствующих рыночных индикаторов.
Оценка величины валютного риска ОАО «РЖД» и выбор инструмента управления валютным риском основываются на анализе открытой валютной позиции Компании (ОВП). Для расчета ОВП операции Компании анализируются и группируются в разрезе инвестиционной, операционной и финансовой деятельности. Величина и структура рассчитанной открытой валютной позиции влияют на политику заимствований Компании и определяют подходы к хеджированию.
Страхование
В Компании организовано страхование комплекса недвижимого имущества, подвижного состава, личного страхования работников, ответственности владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта и перевозчика, а также ответственности директоров и руководителей Компании и 73 дочерних и зависимых общества.
В отчетном году были урегулированы 682 страховых случая. Общий объем полученного страхового возмещения в 2017 году составил более 1 млрд руб.
Для обеспечения единого подхода к организации страховой защиты дочерних обществ с 2010 года действует единая корпоративная концепция страховой защиты дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД».
В рамках регулярно проводимой работы по улучшению параметров страховой защиты имущественного комплекса ОАО «РЖД» и в целях обеспечения наиболее высокого уровня страхового покрытия из общего числа подлежащих страхованию объектов имущества Компании определены наиболее дорогостоящие и высокорисковые объекты. Совокупная стоимость данных объектов составляет более 407 млрд руб. Ежегодно Компанией проводится работа по обеспечению особого факультативного перестрахования в ведущих зарубежных перестраховочных компаниях. Так, перестрахование рисков по данным объектам обеспечено такими крупнейшими перестраховочными компаниями, как Swiss Re, Munich Re, Allianz, Zurich Insurance Company и т. д.