Транспортно-логистическое направление
Данное направление отвечает в структуре ОАО «РЖД» за услуги перевозки и инфраструктуры. Услуги включают оперирование подвижным составом, формирование логистических цепочек любой сложности с участием различных видов транспорта, контрактную и складскую логистику, транзитные перевозки грузов по маршрутам международных транспортных коридоров.
Алексей Шило Директор ОАО «РЖД» по коммерческой деятельности – начальник Центра фирменного транспортного обслуживанияОдна из ключевых целей Стратегии развития холдинга «РЖД» до 2030 года – обеспечение доступности и высокого качества транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок.
Грузовые перевозки по инфраструктуре ОАО «РЖД»
Показатели | Единица измерения | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Значение | % к 2016 году | % к 2013 году | ||||||
Погрузка | млн т | 1 236,8 | 1 226,9 | 1 214,5 | 1 222,3 | 1 261,3 | +3,2 % | +2,0 % |
в среднем в сутки | тыс. т | 3 388,5 | 3 361,5 | 3 327,3 | 3 339,5 | 3 455,7 | +3,5 % | +2,0 % |
Общий грузооборот, в том числе: | млрд ткм | 2 813,1 | 2 954,5 | 2 954,9 | 2 997,8 | 3 176,7 | +6,0 % | +12,9 % |
груженый грузооборот | млрд ткм | 2 196,2 | 2 298,6 | 2 304,8 | 2 342,6 | 2 491,9 | +6,4 % | +13,5 % |
порожний грузооборот | млрд ткм | 616,9 | 655,9 | 650,1 | 655,2 | 684,8 | +4,5 % | +11,0 % |
Доля отправок, доставленных в нормативный (договорной) срок | % | 77,5 | 87,1 | 92,9 | 96,1 | 96,7 | +0,6 п. п. | +19,2 п. п. |
Средняя скорость доставки грузовых отправок в груженых вагонах | км/сут | 249 | 327 | 372 | 380,5 | 386,4 | +1,6 % | +55,2 % |
Погрузка
Деятельность ОАО «РЖД» во многом отражает ситуацию в российской экономике и промышленности, так как связана с работой крупнейших производителей товаров. Так, согласно данным Росстата, индекс промышленного производства по итогам 2017 года составил 1,0 %. При этом погрузка по сети российских железных дорог составила 1 261,3 млн т (3 455,7 тыс. т в среднем в сутки), что выше уровня 2016 года на 3,2 %. Увеличение объемов погрузки обусловлено ростом погрузки, в первую очередь каменного угля, химических и минеральных удобрений, зерна.
в 2013–2017 годах
Показатели | 2016 | 2017 | | ||
---|---|---|---|---|---|
млн т | | млн т | | ||
Погрузка | 1 222,3 | 100,0 | 1 261,3 | 100,0 | 3,2 |
Внутреннее сообщение | 785,6 | 64,3 | 791,5 | 62,7 | 0,8 |
Экспорт, в том числе | 428,3 | 35,0 | 460,0 | 36,5 | 7,4 |
через порты | 273,3 | 22,4 | 291,2 | 23,1 | 6,6 |
через погранпереходы | 155,0 | 12,7 | 168,8 | 13,4 | 8,9 |
Импорт и транзит | 8,4 | 0,7 | 9,8 | 0,8 | 16,2 |
По итогам года был отмечен рост по всем направлениям: увеличение погрузки во внутрироссийском сообщении на 0,8 % (до 791,5 млн т) сопровождалось увеличением объемов погрузки на экспорт на 7,4 % (до 460,0 млн т). Из-за более высоких темпов роста экспортных поставок доля внутреннего сообщения в структуре погрузки в 2017 году сократилась с 64,3 до 62,8 % при одновременном росте удельного веса экспорта с 35,0 до 36,5 %. В общей структуре погрузки преобладали каменный уголь, нефтеналивные и строительные грузы, руда. Их суммарная доля в общем объеме погрузки составила 66,4 %.
в 2017 году, %
В 2017 году погрузка грузов всех классов выросла. Объем погрузки грузов I тарифного класса увеличился на 24,3 млн т, или на 3,3 %, II класса – на 11,0 млн т, или на 3,1 %, III класса – на 3,8 млн т, или на 3,0 %.
Наибольшее увеличение по грузам I тарифного класса показали каменный уголь (на 9,1 %, или 29,9 млн т), промышленное сырье (на 4,3 %, или 1,5 млн т), лесные грузы (на 2,5 %, или 1,1 млн т). При этом необходимо отметить снижение погрузки по строительным грузам (на 5,7 %, или 8,1 млн т).
По грузам II тарифного класса значительный рост отмечен по удобрениям (на 6,8 %, или 3,6 млн т), зерну (на 16,4 %, или 3,1 млн т) и грузам в контейнерах (на 11,5 %, или 2,9 млн т).
По грузам III класса наибольший прирост показали черные металлы (на 2,8 %, или 2,0 млн т).
Наибольший удельный вес в 2017 году пришелся на низкодоходные грузы – 60,2 % от общего объема погрузки. Доля среднедоходных грузов составляла 29,3 %, высокодоходных – 10,4 %.
Грузооборот
Груженый грузооборот железнодорожных перевозок в 2017 году вырос на 6,4 % и составил 2 491,9 млрд ткм.
Общий грузооборот (с учетом пробега вагонов иных собственников в порожнем состоянии) на инфраструктуре ОАО «РЖД» при этом увеличился на 6,0 % к уровню 2016 года и составил 3 176,7 млрд ткм, порожний грузооборот также увеличился на 4,5 % (до 684,8 млрд ткм).
Рост грузооборота в основном был связан с увеличением объемов перевозок грузов, прежде всего угля. Кроме того, росту грузооборота способствовало увеличение средней дальности перевозок на 2,0 %.
в 2013–2017 годах
В 2017 году средняя дальность перевозок составила 1 639 км, что на 2,5 %, или на 40 км, выше уровня 2016 года, в том числе в груженой отправке – 1 800 км (рост на 2,0 %), грузов на своих осях – 1 236 км (рост на 3,1 %).
По итогам года груженый грузооборот увеличился по всем направлениям перевозок: во внутренних перевозках показал рост на 2,4 % (до 999,7 млрд ткм), в экспортных – на 8,0 % (до 1 334,4 млрд ткм), в импортных – на 18,6 % (до 99,4 млрд ткм), в транзитных – на 26,8 % (до 58,3 млрд ткм).
Произошедшие изменения привели к дальнейшему сокращению удельного веса внутрироссийских перевозок в структуре груженого грузооборота и росту доли экспорта.
За последние шесть лет доля экспортных перевозок в грузообороте повысилась на 5,3 п. п. и в 2017 году достигла 53,6 %, тогда как доля внутрироссийских перевозок, напротив, снизилась до 40,1 %.
В структуре грузооборота по группам грузов значительно увеличилась доля угля – на 2,3 п. п., до 43,1 %. При этом доля нефти и нефтепродуктов снизилась на 1,3 п. п., до 15,7 %, доля минерально-строительных грузов уменьшилась на 0,5 п. п., до 8,3 %.
Транспортно-логистические услуги
В развитии транспортно-логистического направления ОАО «РЖД» переходит от оказания услуг по перевозке грузов к формированию комплексных услуг «от двери до двери», расширению спектра оказываемых 2PL, 3PL, 4PL услуг, формированию глобальных логистических цепочек. С учетом ограниченных возможностей по увеличению масштабов и доходности бизнеса в регулируемых государством сегментах перевозок Холдинг ведет активную работу по расширению деятельности в дерегулированных сегментах транспортно-логистического рынка, укреплению позиций российских железных дорог на российском и зарубежных логистических рынках, а также по внедрению на сети современных логистических технологий 3PL/4PL.
Результаты деятельности крупнейших дочерних обществ ОАО «РЖД», оказывающих транспортно-логистические услуги
АО «Федеральная грузовая компания» (АО «ФГК») – общесетевой оператор грузового подвижного состава. Компания является дочерним обществом ОАО «РЖД» и одним из крупнейших грузовых железнодорожных операторов в России. У компании 15 филиалов и агентств транспортного обслуживания, а также представительства в Москве и Республике Казахстан.
В 2017 году АО «ФГК» сохранило позиции оператора № 1:
- по доле в грузообороте – 16,5 %;
- по среднегодовому парку в управлении – 153,7 тыс. ед.;
- по доле в российском парке вагонов – 14,2 %.
Выручка от продаж впервые за историю существования компании превысила 100 млрд руб., что на 38 % больше факта 2016 года, а чистая прибыль увеличилась в 2,8 раза и составила более 16 млрд руб.
Более подробную информацию о компании смотрите на сайте.
АО «ОТЛК» является оператором железнодорожных транзитных контейнерных сервисов в сообщении Китай/Юго-Восточная Азия – ЕС на пространстве с шириной колеи 1520.
Объем перевозок контейнерных грузов в транзитном сообщении в 2017 году составил 175 750 ДФЭ, что на 74 % больше, чем в 2016 году. Количество регулярных маршрутов в сервисах АО «ОТЛК» к концу 2017 года достигло 51 по сравнению с 19 направлениями на начало 2016 года. В целом доля АО «ОТЛК» в сегменте перевозки контейнерных грузов по международному транспортному коридору (МТК) «Восток – Запад» в сообщении Китай – Европа – Китай в 2017 году составила 64 %.
Выручка АО «ОТЛК» за 2017 год составила 13,902 млрд руб., что выше показателя 2016 года на 67 %. Чистая прибыль от основной деятельности по итогам 2017 года составила 1,082 млрд руб., что на 108 % выше показателя предыдущего года.
Более подробную информацию о компании смотрите на сайте.
Дочерняя логистическая компания Холдинга GEFCO (Франция) – глобальный поставщик логистических решений и услуг. Компания представлена более чем в 150 странах и входит в десятку крупнейших логистических операторов в Европе.
Совместно с ОАО «РЖД» GEFCO реализует ряд проектов, направленных на повышение эффективности цепей поставок Холдинга и использование активов для совместных операций. В частности, в 2017 году GEFCO реализовала проекты по перевозке полиэфирного гранулята из Китая в адрес компании «Газпром химволокно» через порт Новороссийск и рельсов с Нижнетагильского металлургического комбината (группа ЕВРАЗ) в Монголию по контракту АО «Торговый дом РЖД» и Улан-Баторской железной дороги. В 2017 году GEFCO запустила и первый контейнерный поезд по маршруту Ухань (Китай) – Дурж (Франция).
Выручка GEFCO за 2017 год составила 4,442 млрд евро, что выше показателя 2017 года на 5,1 %. Доход от основной деятельности составил по итогам 2017 года 139 млн евро, что на 15,4 % выше показателя предыдущего года.
Более подробную информацию о компании смотрите на сайте.
Меры, направленные на повышение качества транспортного обслуживания грузоотправителей
Основной приоритет развития холдинга «РЖД» в части грузовых перевозок – привлечение на железную дорогу дополнительных грузов и расширение спектра предоставляемых для клиентов логистических продуктов. Для решения этих задач в Холдинге запущены и успешно работают следующие сервисы: «Организация движения грузовых поездов по расписанию», «Грузовой экспресс» и «Зерновой экспресс».
В 2017 году государства – члены Евразийского экономического союза продолжали вносить изменения в действующее таможенное законодательство, в том числе регламентирующее таможенное администрирование и таможенный контроль и осуществление таможенных операций при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Активное участие в этой работе позволит не только защитить интересы холдинга «РЖД», но и сделать более привлекательными для экспедиторов, грузоотправителей и грузополучателей предлагаемые Компанией услуги.
Важным событием 2017 года стало создание электронной торговой площадки «Грузовые перевозки» (далее – ЭТП ГП), интегрирующей услуги перевозки, предоставления подвижного состава, терминально-складские и логистические услуги дочерних обществ ОАО «РЖД», что способствовало привлечению грузоотправителей из сектора среднего и малого бизнеса.
Все инициативы и проекты, направленные на повышение качества услуг для грузоотправителей, реализуются с учетом результатов исследований по комплексной оценке качества услуг, регулярно проводимых Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Результаты последнего исследования показывают положительную динамику оценки качества услуг грузовых перевозок. Доля опрошенных пользователей, удовлетворенных качеством услуг, выросла с 59 % в августе 2016 года до 61 % в августе 2017 года.
Итоги работы электронной торговой площадки «Грузовые перевозки» в 2017 году
Важным событием 2017 года стало создание электронной торговой площадки «Грузовые перевозки» (далее — ЭТП ГП), интегрирующей услуги перевозки, предоставления подвижного состава, терминально-складские и логистические услуги дочерних обществ ОАО «РЖД», что способствовало привлечению грузоотправителей из сектора среднего и малого бизнеса.
В 2017 году:
- утверждены Условия оказания услуг на ЭТП ГП;
- зарегистрировано 1 851 пользователей;
- присоединено 9 операторов (АО «ФГК», АО «НефтеТрансСервис», АО «Русагротранс», ООО «Е.С.А.Транс», ООО «ЛитКол», ООО «ОТК «ЮниТранс», ООО «ТЭК-СВ», ООО «Газпромтранс», АО «Рефсервис»);
- оформлено 9 938 заказов;
- оплачено заказов на 2,86 млрд руб.
Функционал ЭТП ГП будет последовательно развиваться в 2018 году в части согласования заказов по экспорту грузов через морские порты, оформления и оплаты заказов по транзиту и импорту крупнейшими экспедиторами сопредельных государств, реализации механизма торгов лотами на предоставление подвижного состава по определенным маршрутным коридорам.
Терминально-складские и экспедиционные услуги
По итогам 2017 года общая грузопереработка Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом (филиал ОАО «РЖД») по основным видам деятельности составила 107,2 млн т, или +4,8 % к 2016 году (102,3 млн т).
Обеспечена переработка грузов (строительных материалов) для реализации проекта федерального значения «Строительство двухпутной электрифицированной железной дороги на участке Журавка – Миллерово»: в 2017 году на станциях Кантемировка и Россошь переработано 329,7 тыс. т грузов.
Начата реализация проекта ТЛЦ «Калининград» на станции Дзержинская-Новая с сателлитом на ст. Черняховск. В 2017 году на грузовом дворе станции Черняховск переработан первый контейнерный поезд в рамках нового транзитного маршрута АО «ОТЛК» Китай – Европа – Китай через пограничные переходы Калининградской области. На ст. Дзержинская-Новая организован перегруз угольной продукции из вагонов колеи 1520 мм в вагоны колеи 1435 мм. С мая 2017 года переработано 192 тыс. т угля.
В 2017 году ОАО «РЖД» проводило работу по организации доставки рыбной продукции с Дальнего Востока на территорию Европейской России, по развитию инфраструктуры для реализации проекта по отправке «холодных поездов» по маршруту Владивосток – Москва. Проводилась модернизация контейнерных площадок на грузовых дворах ст. Артем-Приморский I (Приморский край) и Кунцево II (Москва).
Компания также реализовывала программу создания сети быстровозводимых складов для развития компетенций работы с тарно-штучными грузами. В 2017 году быстровозводимые склады общей площадью 14,46 тыс. м2 установлены на грузовых дворах в Санкт-Петербурге, Вологде, Ростове-на-Дону, Барнауле, Тамбове, Томске и Белгороде.
Мнение эксперта
Алёна Зябкина, президент Некоммерческого партнерства защиты интересов грузовладельцев в сфере железнодорожного транспорта
(НП ГЖТ)
В 2017 году ОАО «РЖД» стало более прозрачным, открытым и доступным. Политика клиентоориентированности стала приобретать более отчетливые и понятные формы.
Особенно были востребованы новые технологичные продукты на экспортных направлениях — перевозки с фиксированным временем отправления и прибытия. Это помогает грузоотправителям оптимизировать транспортные расходы благодаря снижению издержек, штрафов и демереджейДемередж — сумма, уплачиваемая перевозчику или фрахтователю за сверхнормативный простой судна под погрузкой или разгрузкой., снижению складских запасов на предприятии и в портах, росту продаж на внешних рынках.
Перспективными направлениями взаимодействия грузоотправителей и ОАО «РЖД» в 2018 году могут стать:
- разработка технологии, позволяющей оптимизировать пробеги порожних вагонов и повысить эффективность их использования;
- актуализация методики расчета сроков оборота вагонов на путях необщего пользования;
- совершенствование системы долгосрочных договоров в направлении глубины планирования;
- модернизация промышленного железнодорожного транспорта грузоотправителей;
- создание дополнительного диалога потребителей услуг ОАО «РЖД» с сотрудниками, сопровождающими данные услуги;
- формирование привлекательных для грузоотправителя условий, чтобы привлечь частные инвестиции в железнодорожную инфраструктуру общего пользования;
- сокращение сроков доставки грузов;
- формирование стабильных, взаимовыгодных, долгосрочных условий работы.
Павел Иванкин, председатель Экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта
На данный момент активно реализуются инфраструктурные проекты по развитию подходов к портам, увеличению пропускной и провозной способности Восточного полигона.
Генеральным директором ОАО «РЖД» О. В. Белозёровым проводится политика открытости и клиентоориентированности. В 2017 году монополия приступила к открытому обсуждению новой тарифной политики.
Введена в действие Политика управления рисками, что окажет позитивное влияние на операционную деятельность.
В 2017 году дочерние общества ОАО «РЖД» перечислили материнской Компании 21,2 млрд руб. дивидендов – рекордный показатель! Доходы выросли на 6,7 % по сравнению с 2016 годом. Компания активно проводит рублевые и валютные размещения, обеспечивая рыночные условия по капиталу, и улучшила кредитные рейтинги от международных рейтинговых агентств.
Перспективной также выглядит агрессивная политика компании по участию в инфраструктурных проектах на зарубежных железных дорогах.
Проведение политики по формированию финансового плана и инвестиционной программы на 2018 год, согласованной с Советом потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» и его дочерних и зависимых обществ, позволило руководству Компании на уровне Правительства Российской Федерации провести необходимые взвешенные решения в редакции Компании. Кроме того, на уровне распоряжения Правительства Российской Федерации удалось закрепить систему долгосрочного регулирования тарифов. Это является совместной победой монополии и пользователей услуг.