Пассажирские перевозки

В число приоритетных задач направления «Пассажирские перевозки» входят разработка новых продуктов и услуг по привлекательным ценам и повышение конкурентоспособности железнодорожных перевозок относительно авиации и автомобильного транспорта.

Pegov.jpg
Дмитрий Пегов Директор ОАО «РЖД» по пассажирским перевозкам
В 2017 году «Российские железные дороги»gj перевезли более 1,1 млрд пассажиров – это лучший показатель за последние 8 лет. Самый весомый прирост дали пригородные перевозки, где перевезено более 1 млрд пассажиров.
Главные достижения в 2017 году

Отправление пассажиров в 2017 году достигло рекордного уровня за 8 лет, составив 1 117,9 млн человек (+7,8 % к 2016 году). Положительная динамика обеспечена как в пригородном сообщении, так и в дальнем следовании.

Отправление пассажиров в пригородном сообщении выросло на 8,6 %, до 1 015,7 млн человек, в дальнем следовании – на 0,8 %, до 102,2 млн человек.

Число участников программы лояльности «РЖД Бонус» выросло на 36 %, до 3 млн человек. Вместе они совершили порядка 14,3 млн поездок. Доходы от банковских партнеров за 2017 год составили 103,7 млн руб., от небанковских партнеров – 1,47 млн руб. Запущена семейная программа РЖД Бонус, которая дает возможность накопления бонусных баллов всех членов семьи на общий счет.

На Московском центральном кольце (МЦК) 14 декабря 2017 года было отправлено максимальное количество пассажиров – более 430 тыс. человек. Всего же за 2017 год МЦК перевезло 110,8 млн пассажиров – в 4,1 раза больше, чем в 2016 году (27,16 млн человек).

Увеличено количество скоростных поездов АО «ФПК» на 3 442 рейса (+76,1 % к 2016 году). Перевозка пассажиров в них выросла в 1,8 раза. Всего скоростными и высокоскоростными поездами (АО «ФПК», «Сапсан», «Аллегро») перевезено около 12,4 млн человек, что на 35 % больше, чем в предыдущем году.

Второй год подряд за счет средств Компании предоставляются специальные тарифы на перевозку детей в возрасте от 10 до 17 лет. В 2017 году было назначено 180 рейсов «детских» поездов, перевезено более 450 тыс. детей в организованных группах.

Возможности мультимодальныхМультимодальные перевозки – перевозки пассажиров на поезде и автобусе, рейсы которых состыкованы по времени отправления и прибытия, с возможностью единовременного оформления проездных документов на оба вида транспорта. перевозок в пригородном сообщении растут. Так, в 2017 году организовано более 70 маршрутов «поезд + автобус». А в 2018 году планируется запуск платформы «Инновационная мобильность». Она позволит пассажирам выбирать оптимальный маршрут, рассчитывать стоимость поездки «от двери до двери» и управлять поездкой через единый интерфейс.

С декабря 2017 года билет на поезд дальнего следования можно купить за 90 суток (ранее было 60 суток), что позволяет лучше спланировать путешествия и отдых.

Уровень удовлетворенности По данным четвертой волны исследования индекса удовлетворенности пассажиров «Российские железные дороги: качество услуг в зеркале общественного мнения» ВЦИОМ ( октябрь 2017 года ). пассажиров в дальнем следовании составил 81,6 п. п. (октябрь 2016 года – 77,7 п. п.), в пригородном сообщении – 78 п. п. (октябрь 2016 года – 76,3 п. п.) .

Как мы готовились к Чемпионату мира по футболу FIFA 2018™

В 2017 году в четырех городах (Москва, Санкт-Петербург, Казань и Сочи) прошли футбольные матчи Кубка конфедераций FIFA. Впервые за всю их историю на Кубке конфедераций FIFA 2017 года для болельщиков была реализована правительственная гарантия на бесплатный проезд в дополнительных поездах.

В период матчей на всех вокзалах были усилены меры транспортной безопасности. Работали оперативные штабы, в состав которых вошли сотрудники ОАО «РЖД», представители силовых структур, работники АНО «Транспортная дирекция – 2018» и менеджеры волонтерских организаций. Волонтеры и работники АНО «Транспортная дирекция 2018» помогали болельщикам ориентироваться на вокзалах и садиться в дополнительные поезда.

Организация работы с большими потоками пассажиров во время Кубка конфедераций стала хорошим опытом для планирования транспортного обслуживания пассажиров во время Чемпионата мира по футболу FIFA 2018™. Его матчи проходят в период с 14 июня по 15 июля 2018 года в 11 городах (Калининград, Санкт-Петербург, Москва, Нижний Новгород, Екатеринбург, Казань, Самара, Саранск, Сочи, Ростов-на-Дону, Волгоград). Ожидаемый объем перевозок только в дальнем следовании – более 2,6 млн человек.

Холдинг «РЖД» предусмотрел бесплатный проезд в дополнительных поездах для 444,6 тыс. болельщиков. Разработан график движения дополнительных поездов на 728 рейсов. Всего в перевозке болельщиков задействованы 75 составов из 1 176 вагонов.

Вокзалы в городах, где проводятся матчи, оснащены дополнительными камерами хранения, навигационными указателями, динамическими электронными табло, точками доступа к WiFi и системами мобильной навигации (iBeacon) с последующей интеграцией в единое клиентское мобильное приложение (ЕКМП) ОАО «РЖД». На входах в вокзалы, чтобы не задерживать пассажиров и не создавать скопления людей, установлено дополнительное досмотровое оборудование.

Итоги работы пассажирского комплекса в 2017 году

В сфере перевозок в дальнем следовании холдинг РЖД стремится обеспечить доступную альтернативу пассажирского сообщения для всех регионов России. Развивается высокоскоростное и скоростное движения для роста мобильности населения между агломерациями. В сегменте пригородных перевозок ОАО «РЖД» стремится к развитию скоростной и доступной альтернативы личному автомобильному и общественному автобусному транспорту в крупных агломерациях.

По итогам 2017 года впервые за последние 8 лет перевезено более 1,1 млрд пассажиров. Рост к уровню 2016 года составил 7,8 %. Положительная динамика объема перевозок обеспечена как в пригородном сообщении, так и в дальнем следовании.

Основные показатели пассажирских перевозок по инфраструктуре ОАО «РЖД»
Показатели 2016 2017 +,– %
Пассажирооборот, млрд пасс.-км 124,5 122,9 –1,6 98,8
Пригородное сообщение 31,0 31,9 0,9 102,8
Дальнее следование, в том числе 93,5 91,1 –2,4 97,4
скоростное и высокоскоростное сообщение 4,6 6,1 1,5 132,6
Отправлено пассажиров, млн чел. 1 037,0 1 117,9 80,9 107,8
Пригородное сообщение 935,6 1 015,7 80,1 108,6
Дальнее следование, в том числе 101,4 102,2 0,8 100,8
скоростное и высокоскоростное сообщение 9,2 12,4 3,2 134,8
Пассажирооборот железнодорожного транспорта, млрд пасс.-км
Количество пассажиров, отправленных железнодорожным транспортом, млн чел.

Пассажирские перевозки по инфраструктуре ОАО «РЖД» в пригородном сообщении

В пригородном сообщении перевозочную деятельность осуществляют 25 пригородных пассажирских компаний (ППК), учрежденных с участием ОАО «РЖД», органов исполнительной власти регионов, частных инвесторов, а также ООО «Аэроэкспресс».

Пассажирооборот в пригородном сообщении вырос на 2,8 % по сравнению с 2016 годом и составил 31,9 млрд пасс.-км. В течение года в пригородном сообщении было отправлено 1 015,7 млн человек, что на 8,6 % больше, чем в 2016 году.

Рост количества отправленных пассажиров в 2017 году обусловлен ростом отдельных категорий пассажиров, пользующихся пригородным железнодорожным транспортом. Так, количество отправленных платных пассажиров выросло по отношению к 2016 году на 12,9 %, учащихся – на 2,3 %.

Итоги деятельности ППК в 2017 году

Доходы пригородных пассажирских компаний от перевозки пассажиров составили 65,4 млрд руб., что на 6 % выше аналогичного периода предыдущего года, при этом 15 перевозчиков из 25 обеспечили рост доходов в 2017 году к уровню 2016 года.

Расходы по перевозочной деятельности составили 72,4 млрд руб., что выше уровня предыдущего года на 7 %. В результате неполной компенсации выпадающих доходов со стороны субъектов Российской Федерации у пригородных пассажирских компаний на 31 декабря 2017 года сформирована накопленная кредиторская задолженность в размере 44,0 млрд руб., в том числе перед ОАО «РЖД» – 39,5 млрд руб. Суммарная чистая прибыль ППК (с учетом ОАО «Центральная ППК») снизилась в 2017 году до 284,6 млн руб. по сравнению с 1,92 млрд руб. годом ранее.

Московское центральное кольцо: итоги 2017 года

К концу 2017 года количество пассажиров Московского центрального кольца (МЦК) в сутки выросло в 1,6 раза. Это произошло благодаря сокращению интервала между поездами до 5 мин. А 14 декабря было отправлено максимальное количество пассажиров – более 430 тыс. человек. Всего же за 2017 год МЦК перевезло 110,8 млн пассажиров – в 4,1 раза больше, чем в 2016 году (27,16 млн человек).

В 2018 году, как ожидается, услугами МЦК воспользуются 120,2 млн человек.

Итоги работы по созданию мультимодальных пересадочных узлов в 2017 году

Самая успешная модель интегрирования систем пассажирского транспорта в городе – создание транспортно-пересадочных узлов, где пассажиры переходят с железнодорожного на другие виды транспорта. Их цель – максимальное удобство для пассажиров и техническо-экономическая эффективность транспортной системы.

Реализация проекта по созданию транспортно-пересадочного узла «Канавинский» осуществлялась в 2017 году в рамках подписанного трехстороннего соглашения между Министерством транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области, ОАО «РЖД» и АО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания». ТПУ «Канавинский» включен в Программу подготовки к проведению в 2018 году Чемпионата мира по футболу FIFA 2018™.

Пассажирские перевозки в дальнем следовании

В 2017 году пассажирооборот по инфраструктуре ОАО «РЖД» в дальнем следовании составил 91,1 млрд пасс.-км, или 97,4 % от уровня предыдущего года. Снижение пассажирооборота объясняется резким снижением дальности поездки пассажиров. Количество отправленных пассажиров – 102,2 млн человек.

Количество отправленных пассажиров в дальнем следовании, млн чел.

Перевозочную деятельность в дальнем следовании осуществляют следующие перевозчики: АО «Федеральная пассажирская компания», ЗАО ТК «Гранд Сервис Экспресс», ООО «Тверской экспресс», ЗАО «ТрансКласс Сервис», АО «Пассажирская компания «Сахалин», АО «Кузбасс-пригород», АО АК «Железные дороги Якутии» и Дирекция скоростного сообщения (филиал ОАО «РЖД»).

Объем перевозок в дальнем следовании, выполняемый дочерними и зависимыми обществами ОАО «РЖД», составляет 94,9 % в пассажирообороте. В том числе доля АО «ФПК» по пассажирообороту поездами собственного формирования в 2017 году составила 90 % от общего объема перевозок. Еще 4,6 % составляли поезда, следующие по инфраструктуре ОАО «РЖД» формирования иностранных железных дорог, 0,3 % – поезда формирования других ДЗО. Доля в пассажирообороте ОАО «РЖД» составляет 3,7 %, доля независимых перевозчиков – 1,4 %.

Итоги работы АО «ФПК»

За 2017 год пассажирооборот АО «ФПК» составил 87,0 млрд пасс.-км, что на 2,8 % ниже аналогичного периода 2016 года.

В поездах формирования АО «ФПК» пассажирооборот на всем маршруте следования составил 82,8 млрд пасс.-км, что на 2,7 % ниже уровня 2016 года (в дерегулированном сегменте – 28,1 млрд пасс.-км, рост на 8,4 % к 2016 году, в регулируемом сегменте – 54,6 млрд пасс.-км, падение на 7,6 % к 2016 году).

В течение года Компанией перевезено свыше 95 млн пассажиров. Доходы АО «ФПК» по основной деятельности в 2017 году составили 216,2 млрд руб. (рост на 7,5 %), в том числе 193,7 млрд руб. – доходы от пассажирских перевозок (рост на 7,5 %).

Основными причинами роста доходов от пассажирских перевозок в 2017 году по отношению к 2016 году были следующие факторы:

  • индексация тарифа на 3,9 % в регулируемом сегменте;
  • снижение ставки НДС с 10 до 0 %.

Расходы по операционной деятельности также выросли с 207,1 млрд руб. в 2016 году до 210,0 млрд руб. в 2017-м. По итогам работы за 2017 год чистая прибыль АО «ФПК» увеличилась с 5,3 млрд руб. в 2016 году до 7,9 млрд руб.

Более подробную информацию о компании смотрите на сайте.

Скоростные пассажирские перевозки

Скоростные перевозки осуществляют АО «ФПК» и филиал ОАО «РЖД» – Дирекция скоростного сообщения. В 2017 году пассажирооборот в скоростном и высокоскоростном сообщениях вырос на 32,6%, до 6,1 млрд пасс.-км. Количество пассажиров, отправленных скоростными и высокоскоростными поездами, составило в 2017 году 12,4 млн человек, или 135 % к уровню 2016 года.

В 2017 году продолжалось курсирование сдвоенного состава поезда «Сапсан», запущенного с августа 2014 года, по направлению Москва – Санкт-Петербург. 28 июня из Москвы в Санкт-Петербург отправился 25-миллионный пассажир поезда «Сапсан», а 30 июня был установлен максимальный суточный объем за всю историю эксплуатации – было перевезено 18,58 тыс. пассажиров. В 2017 году поездами «Сапсан» перевезено более 5 млн пассажиров (+6,1 % к 2016 году), тогда как всего на участке Москва – Санкт-Петербург перевезено 9,3 млн человек (+5,7 % к 2016 году).

По состоянию на 31 декабря 2017 года в парке АО «ФПК» содержится 297 двухэтажных вагонов. За 2017 год данными поездами отправлено свыше 3,3 млн пассажиров (+24 % к уровню 2016 года), или 3,7 % от общего объема перевозок поездами АО «ФПК».

Также по итогам декабря 2017 года АО «ФПК» арендовало 27 составов «Ласточка» в пятивагонном исполнении. За 2017 год скоростными поездами «Ласточка» отправлено свыше 4,8 млн пассажиров (+47,5 % к уровню 2016 года), или 5,3 % от общего объема перевозок поездами АО «ФПК».

На конец 2017 года в парке АО «ФПК» содержалось и 100 вагонов скоростных поездов «Стриж». За 2017 год поездами «Стриж», курсирующими на маршрутах Москва – Нижний Новгород и Москва – Берлин, отправлено порядка 1,2 млн пассажиров (–4,9 % к уровню 2016 года).